Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Рахимова *** на вступившие в законную силу постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 15 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 марта 2018 года гражданин Республики Таджикистан Рахимов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 12 апреля 2018 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба Рахимова А.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Рахимов А.А. просит об изменении названных судебных актов: исключении назначенного ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылается на то, что он не признал вину в совершении административного правонарушения; в ходе производства по делу ему не была предоставлена возможность воспользоваться услугами защитника и переводчика; ранее он не привлекался к административной ответственности, его родители являются гражданами Российской Федерации.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, с учётом ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест в интересах законности имеют право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что 12 марта 2018 года в 18 часов 00 минут по адресу: город Москва, улица Крылатские холмы, дом 32, корпус 3, квартира 446 в ходе проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства УУП ОМВД России по району Крылатское г. Москвы выявлен гражданин Республики Таджикистан Рахимов А.А, который въехал на территорию Российской Федерации 25 февраля 2018 года в порядке, не требующем получения визы, по истечении 15 дней со дня въезда не встал на миграционный учёт по месту пребывания, тем самым нарушив ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года "О миграционном учёте иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В обоснование вывода о виновности Рахимова А.А. в совершении административного правонарушения судья районного суда сослался на следующие доказательства: протокол об административном правонарушении; протокол об административном задержании; информацию из АС ЦБДУИГ и другие материалы дела.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда о назначении административного наказания судья Московского городского суда согласился с выводом о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Между тем судебные инстанции не учли следующее.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 27.1 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ административное задержание является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" м играционный учёт иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Отношения в сфере миграционного учёта и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ).
На основании п. 1 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ миграционный учёт включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учёт по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Иностранный гражданин, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации, обязан встать на миграционный учёт по месту пребывания (проживания) по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением установленных законом случаев.
Согласно п. 1 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013) (далее - Соглашение) граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, освобождаются от обязанности по постановке на учёт по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней.
Срок временного пребывания, указанный в пункте 1 настоящей статьи, исчисляется с даты въезда гражданина Республики Таджикистан на территорию Российской Федерации, подтверждённой миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Соглашения).
В случае пребывания гражданина Республики Таджикистан на территории Российской Федерации свыше 15 дней указанный гражданин обязан встать на учёт по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в соответствии с её законодательством (п. 3 ст. 1 Соглашения).
В ходе рассмотрения дела установлено, что гражданин Республики Таджикистан Рахимов А.А. въехал на территорию Российской Федерации 25 февраля 2018 года, что подтверждается копией паспорта на имя Рахимова А.А. (л.д. 27-30), копией миграционной карты (л.д. 31), рапортом УУП ОМВД России по району Крылатское г. Москвы (л.д. 21), письменными объяснениями Рахимова А.А. (л.д. 25-26).
Таким образом, на момент выявления и задержания Рахимова А.А. сотрудником правоохранительных органов 12 марта 2018 года, срок, установленный п. 1 ст. 1 Соглашения для его нахождения на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учёт, не истёк, в связи с чем основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, связанного с нарушением правил миграционного учёта, отсутствовали.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 12 апреля 2018 года нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Рахимова А.А. удовлетворить.
Постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 15 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Рахимова *** отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.