Судья Московского городского суда Н.С. Кирпикова, рассмотрев кассационную жалобу Прозоровой О.В., направленную посредством почтовой связи 18 мая 2018 года и поступившую в суд кассационной инстанции 06 июня 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2018 года по делу по иску Прозоровой О.В. к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязании восстановить на учете, взыскании судебных расходов,
установил:
Прозорова О.В. обратилась в суд к ФСИН России с иском о признании решения комиссии ФСИН России незаконным, обязании восстановить на учете, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Прозорова О.В. ссылалась на то, что имея необходимую выслугу лет, 09.12.2013 г. обратилась в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 20.08.2015 г. протоколом N 51 Прозорова О.В. была поставлена на учет составом семьи 1 человек для получения единовременной социальной выплаты с 09.12.2013 г. На основании рапорта от 21.03.2016 г. Прозоровой О.В. протоколом Комиссии ФСИН России от 04.05.2016 г. N 30 внесены изменения в учетное дело Прозоровой О.В. в связи со сменой адреса постоянной регистрации заявителя: *. 18.10.2016 г. решением Комиссии ФСИН России (протокол N 82) истец снята с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании п. п. "б" п. 15 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (улучшение жилищных условий), а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. С решением истец не согласна, считала, что выводы Комиссии ФСИН о том, что она в жилое помещение по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, д. 212, кв. 192 вселялась как член семьи собственника, не соответствуют обстоятельствам дела. В указанное жилое помещение как член семьи собственника она никогда не вселялась и таковой никогда не признавалась самим собственником или судом. Ее регистрация по указанному адресу правового значения для признания обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м. не имеет, поскольку регистрация по месту жительства является административным актом, свидетельствующим о месте проживания, а не о правах на жилое помещение.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года постановлено:
В удовлетворении требований Прозоровой О* В* к Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения заседания комиссии ФСИН России по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязании восстановить на учете, взыскании судебных расходов - отказать в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2018 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: - с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); - с обменом жилыми помещениями; - с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; - с выделением доли собственниками жилых помещений; - с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В пункте 5 Правил N 369 от 24.04.2013 года закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего п. п. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; п. п. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Пунктом "б" п. 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Судом установлено, что Прозорова О.В, прапорщик внутренней службы, ранее замещавшая должность младшего инспектора отделения по конвоированию отдела по конвоированию ФКУ УК УФСИН России по Ставропольскому краю обратилась с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты 09.12.2013 г.
Ее выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Прозоровой О.В. представлены документы на состав семьи 1 человек: заявитель, разведена 24.08.2011 г. С 20.11.2007 г. она была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 65,6 кв. м. по адресу: *, на основании договора найма служебного жилого помещения, нанимателем является бывший супруг заявителя *.
По данному адресу представлена домовая (поквартирная) книга и выписка из финансово-лицевого счета, согласно которой на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано 3 человек: заявитель, её сын *. и бывший супруг *
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договору социального найма на территории Российской Федерации Прозорова О.В. не имеет.
20.08.2015 г. протоколом N 51 Прозорова О.В. была поставлена на учет составом семьи 1 человек для получения единовременной социальной выплаты с 09.12.2013 г.
На основании рапорта от 21.03.2016 г. Прозорова О.В. просила внести изменения в свое учетное дело в связи со сменой адреса постоянной регистрации заявителя*. Согласно рапорту и представленным документам, указанное жилое помещение площадью 59,6 кв. м. принадлежит на праве собственности невестке заявителя * Представлена копия домовой книги и финансовый лицевой счет, согласно которому в данном жилом помещении постоянно зарегистрировано 2 человека.
Согласно копии финансово-лицевого счета 1040 от 01.02.2016 г. по адресу: *. в разделе информации о собственниках (нанимателях) и членах семьи в графе "родственные отношения" Прозорова О. В. указана как мать мужа, дата регистрации 17.02.2016 г.
При этом Прозоровой О.В. представлен договор найма жилого помещения, заключенный 01.03.2016 года, согласно которому наймодатель * предоставила нанимателю Прозоровой О.В. жилое помещение по адресу: *, сроком на 4 года.
Протоколом Комиссии ФСИН России от 04.05.2016 г. N 30 данные изменения в учетное дело Прозоровой О.В. 16.07.1963 г.р. внесены.
18.10.2016 г. решением Комиссии ФСИН России, протокол N 82, внесены изменения в учетное дело Прозоровой О.В, она снята с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании п. п. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (улучшение жилищных условий), а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Отказывая * в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь названными правовыми нормами, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что комиссией ФСИН России было принято законное решение о снятии заявителя с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с утратой оснований для получения единовременной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что она не является членом семьи *, собственника жилого помещения по адресу постоянной регистрации:
*, судебная коллегия признала несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и ошибочной оценки обстоятельств по делу
Выражая несогласие с судебными постановлениями, истец приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Прозоровой О.В, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2018 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.