Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Харьковского А.В., поступившую в суд кассационной инстанции 05 июня 2018 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 29 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 января 2018 года по гражданскому делу по иску Харьковского А.В. к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании незаконными решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи , истребованному 22 июня 2018 года и поступившему в суд кассационной инстанции 06 июля 2018 года,
установил:
Харьковский А.В. обратился в суд с иском к ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании незаконным решения ответчика от 02.06.2017 года N ГР02-12-12809/17 об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи, ссылаясь на то, что 25.05.2017 года, с целью продления статуса многодетной семьи и действия соответствующего удостоверения, он обратился в Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Бабушкинский города Москвы с предоставлением всех необходимых документов, однако, в предоставлении указанной услуги оспариваемым решением ответчика ему было отказано по причине отсутствия постоянной регистрации на территории города Москвы. По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку он является отцом троих детей, "" года рождения, "" года рождения, "" года рождения, с 19.05.2014 года вместе с детьми и супругой постоянно проживают в городе Москве, где он и его супруга проходят военную службу по контракту.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 29 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований Харьковскому А.В. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 января 2018 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Харьковский А.В. ставит вопрос об отмене данных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
22 июня 2018 года судьей Московского городского суда дело истребовано в Московский городской суд.
Кассационную жалобу Харьковского А.В. с делом надлежит передать для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела усматривается, что Харьковский А.В. состоит в зарегистрированном браке с Харьковской Э.Т, от которого имеется трое детей: "" Н.А, года рождения, "" Е.А, года рождения, М.А, "" года рождения.
Харьковский А.В. и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: "", временно проживают по адресу: "" на основании договора найма специализированного жилого помещения N 67 от 19.05.2014 года, в редакции дополнительного соглашения N 1 от 13.02.2017 года, действующего до 15.02.2022 года.
18.03.2017 года истец и члены его семьи были зарегистрированы по месту пребывания в городе Москве по адресу: "", на срок с 18.03.2017 года по 15.02.2022 года, о чем выданы соответствующие свидетельства N N 347/245, 348/246, 349/247, 350/248, 351/249.
Согласно представленным документам, из справок N ОК/104 и N ОК/105 от 06.04.2017 года следует, что Харьковский А.В. и его супруга Харьковская Э.Т. проходят военную службу по контракту в городе Москве в войсковой части "", дети истца - Н.А, Е.А. и М.А. обучаются в учебных учреждениях, расположенных в городе Москве.
22.01.2014 года УСЗН Мещанского района города Москвы истцу было выдано удостоверение многодетной семьи города Москвы сроком до 28.02.2017 года.
25.05.2017 года истец обратился с заявлением к руководителю ГБУ города Москвы " Многофункциональные центры предоставления государственных услуг" района Бабушкинский города Москвы о продлении срока действия удостоверения многодетной семьи до 15.02.2022 года в связи с продлением срока регистрации по месту пребывания.
Письмом начальника Управления по работе с обращениями граждан Б. от 02.06.2017 года N ГР02-12-12809/17 истцу было предложено подтвердить место жительства в городе Москве, а также разъяснено, что в случае отсутствия регистрации по месту жительства в городе Москве, правовые основания для оформления удостоверения многодетной семьи отсутствуют.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом города Москвы от 23.11.2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 года N 301-ПП, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пришел к выводу о том, что регистрация по месту пребывания в городе Москве не свидетельствует о приобретении статуса лица, местом жительства которого является город Москва, являющимся одним из критериев для выдачи удостоверения многодетной семьи, в связи с чем суд отказал в удовлетворении заявленных Харьковским А.В. исковых требований в полном объеме.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась.
В кассационной жалобе Харьковский А.В. указывает на то, что выводы суда первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, которое повлекло ограничение конституционного права на социальное обеспечение государством многодетной семьи.
Указанные доводы кассационной жалобы заслуживают внимания по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 указанного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 октября 2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Согласно Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", такая обязанность у субъекта Российской Федерации возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти Российской Федерации не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории Российской Федерации и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента Российской Федерации в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации, в такой ситуации, до принятия соответствующего закона нормы Указа применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории Российской Федерации.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия указала на то, что удостоверение многодетной семьи города Москвы является основанием для реализации и получения мер социальной поддержки, установленных субъектом Российской Федерации и финансируемых им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в данном случае города Москвы.
Вместе с тем, д анный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность принятия такого законодательства и ряда гарантий многодетным семьям установлены на федеральном уровне, а, соответственно, должны быть реализованы на всей территории Российской Федерации с учетом того, что в федеральном законодательстве не установлено таких ограничений для реализации названных гарантий, как регистрация граждан органами регистрационного учета по месту жительства. Меры социальной поддержки многодетным семьям в объеме федерального регулирования гарантируются всем гражданам Российской Федерации по месту их жительства, т.е. в том субъекте Российской Федерации, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта, установленные с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Дополнительные меры социальной поддержки, устанавливаемые в городе Москве как субъекте Российской Федерации в порядке статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" многодетным семьям также в силу общих конституционных принципов недопустимости дискриминации ( ст. 19 Конституции Российской Федерации) гарантируются всем лицам, относящимся к категории многодетных семей, постоянно проживающих на территории города Москвы как субъекта Российской Федерации.
Более того, как видно из материалов дела, 22.01.2014 года УСЗН Мещанского района города Москвы истцу удостоверение многодетной семьи города Москвы сроком до 28.02.2017 года уже выдавалось, однако при повторном обращении с заявлением о продлении указанного удостоверения до 15.02.2022 года, в связи с продлением срока регистрации по месту пребывания, истцу было отказано.
С учетом изложенного, учитывая, что допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Харьковского А.В, доводы кассационной жалобы заявителя заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу с делом и настоящим определением следует передать для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Полагаю, что решение Тверского районного суда города Москвы от 29 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 января 2018 года подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 384 ГПК РФ,
определил:
кассационную жалобу Харьковского А.В. с делом на решение Тверского районного суда города Москвы от 29 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 января 2018 года по гражданскому делу по иску Харьковского А.В. к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании незаконными решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи, передать для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.