Судья Московского городского суда Н.С. Кирпикова, изучив в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ, кассационную жалобу Наумова А.С., подписанную представителем по доверенности Ч.А.С., поступившую в суд кассационной инстанции 18 июня 2018 года, на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 02 июня 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2017 года по делу по иску ГСК "Раменки-2" к Наумову А.С. о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ГСК "Раменки-2", уточнив заявленные требования, обратился в суд с иском к Наумову А.С. о признании отсутствующим права собственности на машиноместа N*, N*, ссылаясь на то, что согласно сведениям из Единого государственного реестра прав Наумовым А.С. незаконно зарегистрировано право собственности на спорные машиноместа.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Никулинского районного суда г. Москвы от 13.05.2014 года по гражданскому делу по иску Б.А.А. к ООО "***" в удовлетворении требований о признании права собственности на машиноместа, расположенные в гараже-стоянке по адресу: ***, NN *** (номера БТИ NN ***) отказано в связи с тем, что Б.А.А. не представлено доказательств внесения денежных средств в качестве оплаты спорных машиномест, право собственности на спорные машиноместа у Б.А.А. не возникло. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.12.2014 года указанное решение суда оставлено без изменения.
Определением Никулинского районного суда г.Москвы исковое заявление Б.А.А. к ООО "***" о признании права собственности на машиноместа NN *** от 08 июня 2016 года оставлено без рассмотрения.
ООО "***" заключило инвестиционный договор с Б.А.А. в отношении машиномест NN *** (номера БТИ NN ***).
В связи с расторжением договора соинвестирования, заключенного между ООО "***" и ГСК "Раменки-2" от 22 июня 2004 года, ООО "***" утратило право на распоряжение машиноместами в гараже-стоянке по адресу: *, с 2008 года. Иные лица (за исключением ГСК "Раменки-2") не вправе были распоряжаться указанными машиноместами, поскольку не являлись участниками инвестиционной деятельности по созданию гаража-стоянки по вышеуказанному адресу.
Основанием государственной регистрации права собственности Наумова А.С. на указанные выше машиноместа стало решение Международного арбитражного суда (третейского суда) N *** от 18.10.2016 года.
В соответствии с инвестиционным договором N 2093 от 09.10.2003 года ГСК "РАМЕНКИ-2" является застройщиком земельного участка по адресу: ***, спорные машиноместа подлежат передаче в пользу ГСК "РАМЕНКИ-2".
Поскольку означенное решение третейского суда (Международного арбитражного суда) постановлено в отношении лица, не привлеченного к участию в деле, постольку данное обстоятельство лишает ГСК "Раменки-2" права на обжалование данного решения.
На основании изложенного, в связи с тем, что решение третейского суда в отсутствие исполнительного листа, выданного компетентным судом, не может являться основанием для возникновения и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, истец просил суд признать отсутствующим право собственности ответчика на спорные объекты недвижимого имущества и исключить из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Наумова А.С. на спорные объекты имущества.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 02 июня 2017 года исковые требования ГСК "Раменки-2" удовлетворены. Указанным решением постановлено:
признать отсутствующим право собственности Наумова А.С. на помещение *, кадастровый номер *, площадью 16,4 кв.м, расположенное по адресу: ***;
исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации права собственности Наумова А.С. на помещение *, кадастровый номер *, площадью 16,4 кв.м, расположенное по адресу: ***;
признать отсутствующим право собственности Наумова А.С. на помещение *, кадастровый номер *, площадью 16,5 кв.м, расположенное по адресу: ***;
исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации права собственности Наумова А.С. на помещение *, кадастровый номер *, площадью 16,5 кв.м, расположенное по адресу: ***.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Наумов А.С. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, считая их незаконными и необоснованными.
Судья суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 17 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года, действовавшей в период регистрации права собственности ответчика) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов).
Согласно пункту 2.1 ст. 28 Федерального закона N122-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года, действовавшей в период регистрации права собственности ответчика) права на недвижимое имущество, установленные решением третейского суда, по которому выдан исполнительный лист в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом - четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, спорные объекты недвижимого имущества представляют собой нежилое помещение *, кадастровый номер *, площадью 16,4 кв.м, расположенное по адресу: *, и нежилое помещение *, кадастровый номер *, площадью 16,5 кв.м, расположенное по адресу: ***.
Право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано за Наумовым А.С. на основании решения Международного арбитражного суда от 18.10.2016 года по делу по иску Наумова А.С. к Б.А.А. о признании права собственности. При этом требования Наумова А.С. о признании права собственности на спорные машиноместа обосновывались договором цессии N * от 22.08.2016 года, заключенным между Б.А.А. и Наумовым А.С, в соответствии с которым цедент (Б.А.А.) уступил, а цессионарий (Наумов А.С.) принял права (требования), принадлежащие цеденту по инвестиционному договору N * от 28 ноября 2006 г, заключенному между цедентом и ООО "***" ("эмитент"), на вложение инвестиций по реализации инвестиционного проекта "Реконструкция с надстройкой 2-х этажей гаража-стоянки ГСК "Раменки-2", расположенного по адресу: *, путем инвестирования строительства машиномест N *.
Согласно пункту 6.1 инвестиционного договора эмитент обязался передать в собственность цеденту машиноместа N *.
В соответствии с пунктом 2.2 инвестиционного договора инвестиционный взнос цедента на строительство помещений составил 7 800 000 рублей, исходя из стоимости одного квадратного метра 32 704 рубля.
Согласно п.6.1 инвестиционного договора цедент обязался внести инвестиционный взнос в срок не более 5 банковских дней с момента подписания инвестиционного договора. На момент заключения данного договора инвестиционный взнос был внесен цедентом в полном объеме.
Права по договору на инвестирование переходят от цедента к цессионарию с момента подписания настоящего договора.
Цедент обязался в течение 5 (пяти) дней после заключения настоящего договора передать цессионарию оригиналы или должным образом заверенные копии всех документов, имеющих значение для осуществления прав и исполнения обязанностей по инвестиционному договору, в том числе инвестиционный договор N 299 от 28 ноября 2006 г, все необходимые приложения к нему. Цедент также обязался в течение 5 (пяти) календарных дней после заключения настоящего договора передать цессионарию копии всех необходимых документов, подтверждающих уже исполненные обязанности цедента перед эмитентом по инвестиционному договору.
Акт приема-передачи документов составляется и подписывается полномочными представителями цедента и цессионария. С момента подписания акта приема-передачи обязанности цедента по настоящему договору считаются исполненными. Цедент обязан сообщить цессионарию все иные сведения, имеющие значение для осуществления цессионарием своих прав по инвестиционному договору.
Цессионарий обязался оплатить цеденту в течение 5 (пяти) календарных дней после заключения настоящего договора денежные средства за передачу права (требования) по инвестиционному договору в размере 1 040 000 рублей. С момента передачи денежных средств цеденту обязанности цессионария перед цедентом по договору считаются исполненными.
Цедент обязался выполнить следующие условия по договору: передать в собственность цессионарию машиноместа путем регистрации права собственности на указанные машиноместа по адресу *, в течение 30 дней:
- N * по инвестиционному договору; N * по плану БТИ; кадастровый номер: *,
- N * по инвестиционному договору; N * по плану БТИ; кадастровый номер: *.
Между Наумовым А.С. в лице представителя Б.А.А. и Д.И.М. заключен договор купли-продажи вышеуказанных объектов недвижимого имущества, регистрация перехода права собственности приостановлена.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 13.05.2014 г. по гражданскому делу по иску Б.А.А. к ООО "***" о признании права собственности в удовлетворении исковых требований отказано.
Данным решением суда установлено, что 09.10.2003 г. на основании Постановления Правительства Москвы от 26.12.2000 г. N 1013 "О дополнительных мерах по совершенствованию гаражного строительства в городе Москве на 2001-2004гг.", Постановления Правительства Москвы от 18.02.2003 г. N89-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 04.12.2001г. N1083-ПП" между ГСК "РАМЕНКИ-2" и Правительством города Москвы был заключен инвестиционный контракт N* с целью реализации инвестиционного проекта реконструкции с надстройкой двух этажей гаража-стоянки ГСК "РАМЕНКИ-2" на строительной площадке по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, владение 35.
Условиями указанного инвестиционного контракта установлены соотношения раздела построенных площадей в пропорциях:
администрации в лице Департамента имущества города Москвы в собственность безвозмездно 10% общего количества машиномест и площадей общего пользования гаража-стоянки; 40% общей площади встроено-пристроенных нежилых помещений;
инвестору (ГСК "РАМЕНКИ-2") в собственность 90% общего количества машиномест и площадей общего пользования гаража-стоянки, что составляет 4500 кв.м, 60% общей площади встроено-пристроенных нежилых помещений, 100% общей площади помещений сервисных служб (в соответствии с МГСН 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей").
В соответствии с п.7.1 инвестиционного контракта ГСК "РАМЕНКИ-2" вправе привлекать к участию в реализации инвестиционного проекта других инвесторов.
22.06.2004 года в целях реализации инвестиционного контракта N* от 09.10.2003г. ГСК "РАМЕНКИ-2" заключен договор соинвестирования с ООО "***", которым соинвестор принял на себя обязательства за свой счет (и/или за счет привлеченных средств) провести проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по объекту.
Согласно пп.3.1, 3.2 договора соинвестирования с момента полного или частичного выполнения сторонами обязательств вновь созданные площади являются долевой собственностью сторон договора, доля ООО "***" составляет 90% количества вновь созданных машиномест и площадей общего пользования, 100% вновь созданных площадей помещений сервисных служб.
10.03.2005 г. между ГСК "Раменки-2" и ООО "*** заключен договор генерального подряда N* на реконструкцию с надстройкой двух этажей гаража-стоянки по адресу: *.
30.09.2005 г. между ГСК "Раменки-2" и ООО "***" заключен договор N*, согласно которому на ООО "***" были возложены функции осуществления финансовых расчетов по реализации инвестиционного проекта, в том числе оплата выполненных работ по проектированию, строительству и вводу объекта в эксплуатацию согласно заключенным договорам.
При этом вышеуказанный договор от 22 июня 2004 года между ГСК "Раменки-2" и ООО "***" расторгнут 23 мая 2008 года в одностороннем порядке ГСК "Раменки-2" в связи с существенным нарушением ООО "***" условий договора.
Согласно п. 2.1 инвестиционного договора N * от 28.11.2006 г, заключенного между истцом (инвестор) и ООО "***" (эмитент), целью договора является вложение инвестиций (денежных средств) инвестором в инвестиционную деятельность эмитента по реализации инвестиционного проекта - "реконструкция с надстройкой 2-х этажей гаража стоянки ГСК "Раменки-2". Объем инвестиций составил 7 800 000 рублей.
Согласно приложению 3 к указанному договору в собственность инвестора должны быть переданы машиноместа N *.
Срок действия договора установлен со дня его подписания до даты наступления одного из следующих событий: регистрации договора уступки эмитентом прав требования инвестору, подписания сторонами договора акта передачи в собственность инвестора вышеуказанных машиномест, но не позднее 31.12.2006 г, срок действия договора может быть продлен сторонами при взаимном согласии. Если инвестор не произвел оплату в полном объеме или не представил эмитенту подтверждение этой оплаты в течение 5 банковских дней, настоящий договор теряет силу.
Б.А.А. во исполнение инвестиционного договора N * от 28.11.2006 года было оплачено 7 800 000 рублей, согласно оригиналу квитанции к приходному кассовому ордеру N * от 28.11.2006 г. с подписями Р.О.П, К.Т.П, оттиском печати ООО "***", однако, согласно заключению судебной технической экспертизы дата выполнения подписей в квитанции к приходному кассовому ордеру, дата нанесения оттиска печати ООО "***" не соответствуют датам, указанным в ордере. С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований Б.А.А. ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих факт исполнения истцом обязательств по внесению денежных средств по инвестиционному договору N *.
Разрешая по настоящему делу исковые требования о признании отсутствующим права собственности Наумова А.С. на машиноместа N*, N *, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь требованиями действующего законодательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку исходил из того, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Наумова А.С. на спорные машиноместа произведена в нарушение абз. 7 п.1 статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривающего основания для регистрации такого права. Международный арбитражный суд, как установлено судом, относится к системе третейских судов, исполнительный лист на принудительное исполнение решения Международного арбитражного суда от 18.10.2016 года не выдавался, в связи с чем решение Международного арбитражного суда от 18.10.2016 года не могло являться основанием для регистрации за ответчиком права собственности на спорные объекты.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, подтверждающих право Б.А.А. распоряжаться спорными объектами недвижимого имущества, ответчиком суду не представлено, в ходе судебного разбирательства не добыто.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.
Доводы кассационной жалобы о том, что только собственник имущества вправе требовать устранения нарушений его прав, однако, ГСК "Раменки-2" собственником спорного имущества не является, поскольку право собственности на спорные машиноместа зарегистрировано в ЕГРН за Наумовым А.С, не могут быть признаны состоятельными, поскольку являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, которыми установлено, что законных оснований для регистрации права собственности на спорные объекты не имелось, направлены на иную оценку установленных обстоятельств и собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции, по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
В силу изложенного выше, руководствуясь положениями части 2 статьи 381, статьи 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать Наумову А.С. в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 02 июня 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2017 года по делу по иску ГСК "Раменки-2" к Наумову А.С. о признании отсутствующим права собственности.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.