Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Линия" в лице генерального директора Симоненко А.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" N*** от ***года, на решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 26 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО "Линия",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" N*** от ***года ООО "Линия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица, законный представитель общества подал на него жалобу в Преображенский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 26 октября 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд сторона защиты обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, указывая на то, что вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана; общество не является субъектом данного правонарушения, поскольку владельцем теплосети и заказчиком работ является ПАО "***", тогда как ООО "Линия", будучи субподрядчиком, выполняла ремонтные работы на основании договора субподряда, заключенного с генподрядчиком ПАО "***", в связи с чем не может являться лицом, ответственным за согласование работ, в том числе, с Минприроды и экологии РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО "Линия", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Гончарова А.С, поддержавшего в полном объеме приведенные выше доводы жалобы.
Представитель Минприроды России заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения Ситнина Е.В. возражала против удовлетворения доводов указанной жалобы, обратив внимание на имеющийся в материалах дела ордер ОАТИ г.Москвы на проведение земляных работ, установку временных ограждений и размещение временных объектов, выданный для проведения ремонта инженерных коммуникаций и сооружений именно подрядной организации ООО "Линия", на основании условий контракта с заказчиком работ взявшее на себя обязательство своими силами обеспечивать получение всех необходимых свидетельств о допуске к соответствующим видам работ, разрешений и лицензий, согласований, выполнять требования действующего законодательства Российской Федерации и иных правовых нормативных актов, в том числе, по охране окружающей среды, ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации несет подрядчик, который в данном случае проводил ремонтные работы на особо охраняемой территории национального парка без согласования с Минприроды России.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемых актов должностного лица и судьи районного суда не нахожу ввиду следующего.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственностью за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объективную сторону административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения; в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.
В силу п.2, п. 4 ст. 15 того же Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка; с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Исходя из ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, леса и иная растительность; особой охране подлежат национальные парки.
Согласно ч. 1 ст. 52 указанного Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
По смыслу ч. 1 ст. 58 Закона об охране окружающей среды, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Частью 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Национальный парк "Лосиный остров", образованный Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 года N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров", отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения ( Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 280 "О национальном парке "Лосиный остров") и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2056-р.
Исходя из пунктов 9, 21 главы 5 Положения о национальном парке "Лосиный остров", утвержденного Приказом Минприроды России от 26 марта 2012 года N 82, на территории данного природного заказника запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка; вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в 14.00 час. 10 апреля 2017 года по адресу: г.Москва, ***, в охранной зоне национального парка "Лосиный остров", в ходе обследования территории на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" N66 от ***года государственным инспектором в области охраны окружающей среду национального парка и его охранной зоны выявлено, что на территории Яузского лесопарка государственного природного национального парка "Лосиный остров", в нарушение требований ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", силами хозяйствующего субъекта ООО "Линия" по заказу ПАО "***" на основании договора подрядаN***от ***года осуществляется социально-экономическая деятельность, в ходе которой производятся строительно-монтажные работы по замене теплового ввода без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО "Линия" указанного правонарушения и его вина подтверждаются, в том числе, распоряжением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" N66 от ***года о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории Яузского лесопарка национального парка "Лосиный остров"; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; выкипировкой из плана Яузского лесопарка национального парка "Лосиный остров" с указанием границ национального парка и места совершения правонарушения; описанием границ охранной зоны национального парка "Лосиный остров"; а том осмотра (обследования) территории от 10 апреля 2017 года, которым зафиксировано осуществление социально-экономической деятельности хозяйствующим субъектом ООО "Линия", которое по заказу ПАО "***" на основании договора подрядаN***от ***года производит работы по замене теплового ввода в отсутствие согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России, с указанием на осуществление фотофиксации фотоаппаратом марки "***", инвентарный N*** ; фотоматериалом, зафиксировавшим проведение строительно-монтажных работ на территории Яузского лесопарка национального парка "Лосиный остров" ; копией договора подрядаN***от ***года, заключенного между генподрядчиком ПАО "***" и ООО "Линия"; ордером (разрешением) ОАТИ г..Москвы на проведение земляных работ, установку временных ограждений и размещение временных объектов, выданный для проведения ремонта инженерных коммуникаций и сооружений подрядной организации ООО "Линия"; письменными объяснениями защитников ПАО "***" по доверенностям Харламова Д.Ю. и Седельниковой В.П, генерального директора ООО "Линия"; свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе, Уставом ООО "Линия", выпиской из ЕГРЮЛ;
фотоматериалом, зафиксировавшим факт производства строительно-монтажных работ на территории Яузского лесопарка национального парка "Лосиный остров" подрядной организацией ООО "Линия"; протоколом об административном правонарушении N*** от ***года в отношении ООО "Линия" по ст. 8.39 КоАП РФ, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, протокол составлен в присутствии генерального директора ООО "Линия" Симоненко А.С, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с ним он ознакомлен, не согласился, для сведения вручена его копия, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, также содержит подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, с другими представленными по делу доказательствами, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно должностным лицом административного органа и судьей районного суда положены в основу обжалуемых постановления и решения, оценены в порядке ст. 26.11 КоАП РФ.
Установив, что на территории Яузского лесопарка государственного природного национального парка "Лосиный остров" на основании заключенного с ПАО "***" договора подрядаN***от ***года производятся строительно-монтажные работы по замене теплового ввода хозяйствующим субъектом ООО "Линия", которое не получило согласование их проведение на особо охраняемой территории национального парка с Минприроды России, что является нарушением ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", действия юридического лица ООО "Линия" правильно должностным лицом квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, объективную сторону которого составляют действия, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), но не причинение вреда природоохранному объекту.
Утверждения в жалобе о том, что ООО "Линия" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, опровергаются материалами дела, в том числе, ордером (разрешением) ОАТИ г.Москвы N*** на проведение земляных работ, установку временных ограждений и размещение временных объектов, выданным *** года для проведения ремонта инженерных коммуникаций и сооружений по адресу: г.Москва, ***, ***, именно подрядной организации ООО "Линия", условиями заключенного между ПАО "***" и ООО "Линия" договора подрядаN***от ***года на выполнение строительно-монтажных работ по замене теплового ввода, пунктами 3.2.5, 3.2.9, 3.2.12 которого предусмотрено, что подрядчик ООО "Линия" обязался своими силами обеспечивать получение всех необходимых свидетельств о допуске к соответствующим видам работ, разрешений и лицензий, согласований, выполнять требования действующего законодательства Российской Федерации и иных правовых нормативных актов, в том числе, по охране окружающей среды, ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации несет подрядчик.
Учитывая, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года N 2056-р ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для согласования социально-экономической деятельности ООО "Линия" должно было обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Между тем, доказательств того, что данное общество обращалось для согласования своей социально-экономической деятельности в рамках выполнения вышеназванного договора подряда от ***года на территории Яузского лесопарка государственного природного национального парка "Лосиный остров" в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации материалы дела не содержат.
При этом, факт выполнения ООО "Линия" работ на территории национального парка "Лосиный остров" на основании выданного ОАТИ г.Москвы ордера (разрешения) стороной защиты не отрицается.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ООО "Линия" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательств, в том числе, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Также в данном случае следует отметить, что названное общество, являясь хозяйствующим субъектом, на территории особо охраняемой природной территории федерального значения по указанному адресу обязано было осуществлять свою социально-экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности в границах особо охраняемой природной территории национального парка "Лосиный остров", однако не принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Постановление N*** от ***года, которым ООО "Линия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание, вынесено в присутствие защитника данного общества, вину в совершении вмененного административного правонарушения не признавшего, которому для сведения вручена копия названного постановления, принято в пределах полномочий должностного лица административного органа - заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При рассмотрении настоящего дела судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение административного штрафа в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
А дминистративное наказание должностным лицом административного органа заявителю назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.39 КоАП РФ, с учетом характера совершённого правонарушения, объектом которого является соблюдение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" N*** от ***года, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 26 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО "Линия" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Линия" - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.