судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абрамовича С.Н. на постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 марта 2018 года, которым гражданин Республики "***" Абрамович С.Н., "***" года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей в доход государства с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
15 марта 2018 года в отношении гражданина Республики "***" Абрамовича С.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Хорошевский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Абрамович С.Н. просит постановление Хорошевского районного суда г.Москвы отменить по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание Абрамович С.Н. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, в связи с чем, руководствуясь ст. 25.1 КоАП РФ, нахожу возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав также материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления судьи Хорошевского районного суда г. Москвы и прекращению производства по делу об административном правонарушении.
Привлекая Абрамовича С.Н. к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ судья указал на то, что 15 марта 2018 года в 19 час. 30 минут по адресу: г. Москва, ул. Генерала Глаголева, д. 10, корп. 2, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлен гражданин Республики "***" Абрамович С.Н, который допустил нарушение, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а именно, Абрамовича С.Н. прибыл в Российскую Федерацию 15 августа 2017 года, по истечении определенного срока пребывания ( 15 ноября 2017 года ) уклонился от выезда с территории Российской Федерации, тем самым нарушил требования ст. 5 ФЗ от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Судья первой инстанции указанные выше обстоятельства административного правонарушения посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем, нашел состав административного правонарушения доказанным и привлек последнего к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств по делу.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона судьей районного суда нарушены, требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении соблюдены не были.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Из материалов дела, в частности протокола об административном правонарушении усматривается, что Абрамовичу С.Н. вменяется в вину нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, выразившиеся в уклонении от выезда с территории РФ по истечении определенного срока пребывания.
Иных действий, образующих состав правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, Абрамовичу С.Н. не вменяется.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ч. 1 ст. 14 Договора между РФ и Республикой "***" от 08.12.1999 г. "О создании Союзного государства", граждане государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства.
В силу ч. 5 ст. 14 Договора между РФ и Республикой "***" от 08.12.1999 г. "О создании Союзного государства", граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.
В силу ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой "***" от 24.01.2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики "***" на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", гражданам одной Стороны, пребывающим на законных основаниях на территории другой Стороны, гарантируются равные права с гражданами этой другой Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.
В силу ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой "***" от 24.01.2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики "***" на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.
Документами граждан Республики "***", необходимыми для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории РФ, являются в частности - паспорт гражданина Республики "***".
В силу ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой "***" от 24.01.2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики "***" на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 30 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
Из письменных объяснений Абрамовича С.Н. (л.д.4) усматривается, что он прибыл 15 августа 2017 года на территорию РФ. При отобрании письменных объяснений Абрамовичу С.Н. не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.
При этом сведениями ЦБДУИГ факт въезда в Российскую Федерацию Абрамовича С.Н. 15 августа 2017 года не подтвержден.
На основании вышеизложенного, учитывая нормы названных Соглашений между РФ и Республикой "***", иных имеющих значение для дела обстоятельств, прихожу к выводу, что законные основания для привлечения Абрамовича С.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за уклонение от выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, отсутствовали. Каких-либо иных нарушений режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации согласно протоколу об административном правонарушении Абрамовичу С.Н. в вину не вменялось.
В соответствии с 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных, настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 марта 2018 года, вынесенное в отношении Абрамовича С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен указанный акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Абрамовича С.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики "***" Абрамовича С.Н. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда И.П.Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.