судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Меандр" Завадской Е.Н. на постановление судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 22 декабря 2017 года, которым ООО "Меандр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 (один миллион) руб. 00 коп. ,
УСТАНОВИЛ:
21 ноября 2017 года государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры РФ по Центральному федеральному округу Овсянниковой А.В. в отношении ООО "Меандр" составлен протокол об административном правонарушении N"***" по ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Дело направлено для рассмотрения в Хамовнический районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 22 декабря 2017 года ООО "Меандр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 (один миллион) руб. 00 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО "Меандр" Завадская Е.Н. подала жалобу, в которой ссылается на незаконность вынесенного постановления, просит отменить постановление, производство по делу прекратить.
Защитник ООО "Меандр" Соломатин Е.Г. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры РФ по Центральному федеральному округу Овсянникова А.В. в судебное заседание явилась, возражала против доводов жалобы.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Соломатина Е.Г... инспектора Овсянникову А.В, не нахожу оснований для отмены либо изменения постановления.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно положениям ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны,
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр и Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Как следует из материалов дела и судьей районного суда установлено, что объект культурного наследия федерального значения ""***"" принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
Объект расположен по адресу: г. Москва, "***" (адрес на период постановки на государственную охрану: Москва, "***").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 759-р Объект отнесен к отдельным объектам культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России.
Ансамбль состоит из следующих объектов: крепостные стены, XVI - XVII вв; башни: Никольская, Чеботарная, Сетуньская, Напрудная, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная, Саввинская, Лопухинская, Царицынская, Преображенская церковь над северными воротами, 1688 г.; Покровская церковь над южными воротами, 1625 - 1677 гг.; Смоленский собор, 1524 - 1525 гг, с фресками XVII в.; колокольня, 1686 - 1688 гг.; трапезная, 1685 - 1687 гг.; палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевской церковью, 1580 - 1590 гг.; палаты царевны Марии Алексеевны 1680 г.; палаты царицы Евдокии Лопухиной, 1687 г.; корпус у Швальной башни, конец XVII в.; певческие палаты у Саввинской башни, XVII - XVIII вв.; больничные палаты, конец XVII в.; казначейские палаты, XVII - XVIII вв.; палаты, XVII в, у колокольни и у башен Никольской, Чеботарной, Сетуньской, Напрудной (стрелецкие караульни); сторожка, XVII в, у северных ворот; служебная постройка у южной стены, XVII - XVIII вв.; приют Филатьевский, 1871 год, художник-архитектор Яковлев; усыпальница Волконских, 1830-е годы; усыпальница Прохоровых, 1911 год, архитектор В.А. Покровский.
В соответствии с решением 28 сессии Комиссии всемирного наследия от 2004 года N 28СОМ14В.46 Объект включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласованный 03 февраля 2016 года Раздел III "Проект реставрации и приспособления" научно-проектной документации для производства работ по сохранению объекта культурного наследия, разработанный Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские", подразумевал реставрацию кровли технологией устройства кровли в шашку.
Протоколом N 4 выездного совещания рабочей группы Научно-методического совета Минкультуры России по реставрации Ансамбля Новодевичьего монастыря от 26 июля 2017 года принято решение о внесении изменений в проект реставрации кровли в шашку на технологию двойного фальца (рядовую).
04 октября 2017 года на основании задания Управления от 04 октября 2017 года N 76 старшим государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Ильиной С.В. проведено мероприятие по контролю за состоянием территории объекта культурного наследия федерального значения ""***"", расположенного по адресу: г. Москва, Новодевичий пр, д. 1, в ходе которого было установлено, что ООО "Меандр" ведутся работы по реставрации объекта культурного наследия федерального значения ""***"": палаты XVII века у Никольской башни (стрелецкие караульни). При этом зафиксировано, что осуществлен монтаж рядовой кровли палаты XVII века у Никольской башни (стрелецкие караульни). Кровля сделана из оцинкованной стали с полимерным покрытием, окрашена в зеленый цвет.
Изменения в раздел III "Проект реставрации и приспособления" проектной документации согласованы с Управлением Минкультуры России по ЦФО 05 октября 2017 года, однако работы проведены до согласования указанной проектной документации.
Таким образом, работы по монтажу рядовой кровли палат XVII века у Никольской башни (стрелецкие караульни) Ансамбля Новодевичьего монастыря проведены ООО "Меандр" в отсутствие согласованной с Управлением Минкультуры России по ЦФО научно-проектной документации, что является нарушением п. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Факт совершения правонарушения и вина ООО "Меандр" подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом N "***" от 21 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, в котором отражены обстоятельства совершенного ООО "Меандр" правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ; актом осмотра N 76 от 04 октября 2017 года; фототаблицей к акту осмотра N 76 от 04 октября 2017; заданием N 76 от 04 октября 2017 года на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия; согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 05 октября 2017 года N05/2017; научно-проектной документацией для производства работ по сохранению объекту культурного наследия; протоколом выездного совещания рабочей группы Научно-методического совета Минкультуры России по реставрации Ансамбля Новодевичьего монастыря от 26 июля 2017 года; актом государственной историко-культурной экспертизы проектной документации от 31 июля 2017 года; государственным контрактом от 20 февраля 2017 года, заключенным между ФГКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" и ООО "Меандр", на проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения ""***"": палаты XVII века у Никольской башни (стрелецкие караульни), расположенного по адресу: Москва, "***"; разрешением на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ федерального значения; выпиской из ЕГРЮЛ; и иными материалами.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей первой инстанции допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы судьей первой инстанции о виновности ООО "Меандр" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебных заседаниях. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Довод о том, что уложенная кровля являлась на момент обследования временной, несостоятелен, поскольку, как видно из проектной документации, укладка временной кровли не предусмотрена.
Довод жалобы о том, что наличие события административного правонарушения в действиях Общества, а также виновность Общества не доказаны, чем нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, суд находит несостоятельным и расценивает как позицию защиты, избранную с целью избежать ответственности за совершенное административное правонарушение, поскольку виновность ООО "Меандр" объективно подтверждена представленными должностным лицом материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины ( статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Меандр" имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны собственности, за нарушение которого ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ООО "Меандр" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, судья первой инстанции пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Мотивы, по которым в основу обжалуемого судебного акта были положены одни доказательства, и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемом судебном акте.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "Меандр" не усматривается.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшееся судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Административное наказание назначено ООО "Меандр" в пределах санкции ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 22 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Меандр" оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО "Меандр" Завадской Е.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.