Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Ф.О.Н." Парамонова А.А. на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2017 года, которым ООО "Ф.О.Н." признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
02.06.2017 г. в отношении ООО "Ф.О.Н." должностным лицом Межрайонной ИФНС N 49 г. Москвы был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Симоновский районный суд г. Москвы.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, генеральный директор ООО "Ф.О.Н." - Парамонов А.А. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просил его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что ООО "Ф.О.Н." выполнило требование по идентификации клиента, который был идентифицирован АО "Киви Банк". Также представитель общества ссылается на общество ссылается на допущенные процессуальные нарушения, так как общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола.
В судебное заседание законный представитель ООО "Ф.О.Н." - Парамонов А.А. не явился, извещен о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела в суд не обращался, направил своего защитника - Музыченко А.Н, который не возражал против рассмотрения дела в отсутствие законного представителя общества, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Ф.О.Н." Музыченко А.Н, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
Частью 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ установлено, что прием организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата им выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела 11.11.2016 г. "***" зарегистрировался на сайте в сети Интернет www.bkfon.ru, принадлежащим ООО "Ф.О.Н.". Условием регистрации послужило использование номера телефона, идентифицированного в "***" Банк. Идентификацию по номеру телефона в "***" прошел ранее, а именно 24.10.2016 г. в салоне "Евросеть". По заявлению "***"идентификацию в ООО "Ф.О.Н." он не проходил.
11.11.2016 г. в 17 час. 06 мин. "***" осуществил ставку в сумме 50 рублей. Денежные средства списаны со счета N "***" с использованием электронного кошелька QIWI.
Таким образом, установлено, что "***" не прошел идентификацию в ООО "Ф.О.Н.", тем самым ООО "Ф.О.Н." нарушило лицензионные требования, утвержденные Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ и вина ООО "Ф.О.Н." в совершении данного административного правонарушения подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении от 02.06.2017 г.;
- уведомлениями;
- определением от 07.12.2016 г.;
- определением от 21.12.2016 г.; -определением от 27.12.2016 г.; -определением от 09.01.2017 г.; -определением от 09.02.2017 г.:
- протоколом дачи пояснения;
- заявлением "***", с приложением;
- уставом;
- письменными пояснениями;
- договором эквайринга от 19.08.2016 г.;
- протоколом опроса свидетеля;
- заявлением на открытие счета;
- выпиской по счету.
Оценка имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Все выводы судьи должным образом мотивированы.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом. Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ООО "Ф.О.Н." представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ООО "Ф.О.Н." в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
Согласно пп. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", интерактивная ставка - денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр.
Нормами, содержащимися в пункте 1 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ на организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований возложена обязанность принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши, суммы которых превышают размер дохода, не подлежащего налогообложению в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ) и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.
В п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указано, что предусмотренное пунктом 1 части 1 настоящей статьи требование о приеме ставок, интерактивных ставок и выплате выигрышей при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применения иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры, применяется при проведении любых азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с соблюдением при обработке соответствующих персональных данных законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в частности организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров осуществляется посредством внутреннего контроля.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх по своему характеру относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.
Согласно п. 1.2 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Рофинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (далее -Положение о требованиях к идентификации клиентов) организации в соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. п. 1.1 и 1.2 ст. 7 названного Закона.
В соответствии с п.1.6 Положения о требованиях к идентификации клиентов, при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании п. 5.4 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Согласно п. 2.1 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов осуществляет деятельность по приему от физического лица денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), их учету и переводу организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе с проведением идентификации участника азартной игры в соответствии с Законом N115-ФЗ, обеспечивающей установление возраста такого участника азартной игры.
Согласно п. 2.2 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов при осуществлении деятельности по приему от физических лиц денежных средств, в том числе электронных денежных средств, обеспечивает учет и предоставление с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных организаторам азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах информации об участниках азартных игр, интерактивных ставках, принятых от участников данных видов азартных игр.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. 1.1,1.2,1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.
Согласно п. 1.1 и 1.4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов-физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) и идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме
религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Перечень товаров (работ, услуг), определенный Постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N 920, включает в том числе услугу по приему ставок для участия в азартных играх, в оплату которой платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента-физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Таким образом, законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при которых идентификация клиентов не проводится и прием интерактивных ставок для участия в азартной игре этими основаниями не предусмотрен.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ прямо устанавливает случаи, когда при проведении идентификации организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требуется личное присутствие клиента (представителя клиента).
Более того, п. п. 1 п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрена прямая обязанность идентифицировать клиента в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, однако такое поручение вправе дать только кредитная организация или микрофинансовая компания, к которым ООО "Ф.О.Н." не относится, поскольку является организатором азартных игр и осуществляет свою деятельность на основании лицензии N 26 от 25.12.2016 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выданного Федеральной налоговой службы и не осуществляет свою деятельность как юридическое лицо, на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Учитывая вышеизложенное, нахожу, что судья районного суда, оценил представленные доказательства в совокупности и пришел к правильному выводу о совершении ООО "Ф.О.Н." административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что ООО ""Ф.О.Н." приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ.
Согласиться с доводом о нарушении прав общества при составлении протокола, которое не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола не представаляется возможным.
В соответствии с КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 02 июня 2017 года в отсутствие законного представителя или защитника ООО "Ф.О.Н.". При этом в материалах дела имеются сведения о направлении извещения о времени и месте составления протокола. Так, уведомление было направлено по почте 25 мая 2017 года и прибыло в место вручения 29 мая 2017 года, что подтверждается текстом уведомления, почтовой квитанцией и распечаткой отчета об отслеживании отправлений (л.д.119, 120, 122). Таким образом, должностным лицом, которое заблаговременно направило уведомление о дате составления протокола приняты все меры по соблюдению прав привлекаемого лица. Риск неполучения уведомления, направленного по месту нахождения юридического лица, лежит на данном юридическом лице. Помимо этого, как правильно отметил суд, в материалах дела имеется распечатка извещения о получении электронного документа, что подтверждает факт получения ООО "Ф.О.Н." уведомления о составлении протокола об административном правонарушении (л.д.121). Направление извещения по электронной почте согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой соответствующее извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено, в том числе судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством SMS-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки SMS-извещения адресату.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "Ф.О.Н." в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1.1-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Ф.О.Н." оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.