Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кроликова М.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по охране природы начальника ОЭК ЮЗАО ФИО от 19 июля 2017 г. N 1206-227.5/2017, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 27 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, в отношении главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В,,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по охране природы начальника ОЭК ЮЗАО ФИО от 19 июля 2017 г. N ************ главный инженер ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис", оставленным без изменения решением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 27 марта 2018 г, Кроликов М.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Кроликов М.В. просит решение судьи районного суда и постановление должностного лица отменить, принять новое решение, изменить административное наказание на предупреждение в связи с малозначительность правонарушения.
Кроликов М.В. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ФИО в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав ФИО, представителя Департамента природопользования и охраны окружающей города Москвы ФИО, изучив доводы поданной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи.
Частью 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы установлено, что непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89 "Об отходах производства и потребления" предприятия обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3 ст. 20 данного Федерального закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами.
Статья 18 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в г. Москве" предусматривает обязательность ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления в г. Москве.
В целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления", во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", в целях развития и совершенствования системы контроля, учета и управления отходами постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" утвержден Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы (далее - Кадастр) и порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы.
Кадастр, представляющий собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов, включает: классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания; реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 2.9 Приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Пункт 2.10 этого же Приложения предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе производственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, специализирующиеся на переработке (обезвреживании) отходов, занимающиеся транспортировкой отходов, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы сведения об отходах в виде информационных форм.
В соответствии с разделом 3 данного Приложения поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются все индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).
После представления и ввода информации в соответствующие разделы Кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период( п. 6 Приложения N 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории г. Москвы, до первого сентября года, следующего за отчетным, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм на электронном и бумажном носителях, с представлением расчета платы за размещение отходов, согласованного с уполномоченным органом Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 08 июня 2017 г. с 11 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин. должностными лицами Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы проведена плановая выездная проверка ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 23. корп.4.
По результатам проверки установлено, что в результате деятельности ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" образуются и временно хранятся отходы производства и потребления 1-4 классов опасности: отработанные люминесцентные лампы, твердые бытовые отходы от помещений.
Однако, главным инженером ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликов М.В. допущены нарушения требований ст. 18 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве", постановления Правительства г. Москвы от 14 октября 2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы", а именно: не представлены сведения по форме в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данных об отходах производства и потребления за 2015, 2016 г, необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы.
Действия главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения и вина главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. подтверждены материалами дела: протоколом об административном правонарушении; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, с приложением; журналами учета движения отходов за 1-2 кв. 2017 г.; журналами учета движения отходов за 2-4 кв. 2016 г.; распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица; уведомлением о проведении плановой выездной проверки; уставом ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис"; свидетельствами о государственной регистрации права; договором от 30 марта 2017 г. на оказание услуг по вывозу мусора; актами выполненных работ по вывозу мусора и иными материалами.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии вины в действиях должностного лица главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. и правильно квалифицировали его действия по ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
При этом юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Именно в рамках исполнения своих должностных обязанностей Кроликов М.В. не проконтролировал выполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении и размещении отходов производства и потребления.
В силу вышеприведенных требований закона главный инженер ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликов М.В. обязан был обеспечить предоставление сведений по форме в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данных об отходах производства и потребления за 2015, 2016 г, необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы
Ссылка на то, что совершенное Кроликовым М.В. административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемых постановлений не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения Кроликова М.В. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание Кроликову М.В. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного Кроликову М.В. административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом изложенного, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, из установленных обстоятельств настоящего дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам растительного мира, окружающей среде.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемые акты должностных лиц административного органа и судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по охране природы начальника ОЭК ЮЗАО ФИО от 19 июля 2017 г. N *************, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 27 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, в отношении главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В, оставить без изменения, жалобу Кроликова М.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.