Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя председателя Административной комиссии Префектуры ЮАО г. Москвы Баранова Я.Н. на решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 18 мая 2018 года, которым постановление Административной комиссии Префектуры ЮАО г. Москвы N **** от 30 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.2 КоАП г. Москвы, в отношении ЗАО Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" - отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Административной комиссии Префектуры ЮАО г. Москвы N **** от 30 ноября 2017 года ЗАО Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.2.2 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа 30 000 рублей.
Решением судьи Симоновского районного суда постановление Административной комиссии Префектуры ЮАО г. Москвы N **** от 30 ноября 2017 года в отношении ЗАО Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в виду отсутствия события вмененного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, заместитель председателя Административной комиссии Префектуры ЮАО г. Москвы Баранов Я.Н. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции, по доводам изложенным в апелляционной жалобе, считая его незаконным и необоснованным, а факт совершения ЗАО БКК "Коломенский" вмененного правонарушения по ст. 2.2 КоАП г. Москвы доказанным материалами дела.
Заявитель - Заместитель представителя Административной комиссии Префектуры ЮАО г. Москвы в судебное заседание Московского городского суда Баранов Я.Н. не явился, в порядке ст. 24.4 КоАП РФ направил ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Защитник ЗАО БКК "Коломенский" по доверенности Батулин А.Р. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения жалобы, представил свои возражения на апелляционную жалобу в письменном виде, которые приобщены к материалам дела.
Изучив также доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника ЗАО БКК "Коломенский" Батулина А.Р, прихожу к следующим выводам.
Согласно диспозиции ст. 2.2 КоАП г. Москвы, административным правонарушением признается невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон г. Москвы о квотировании рабочих мест) работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона.
Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий (ч. 2 ст. 4 данного Закона г. Москвы).
Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов (ч. 3 ст. 4).
В силу ст. 5 Закона о квотировании рабочих мест, невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Пунктом 2.6 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденным постановления Правительства Москвы от 04 августа 2009 г. N 742-ПП, установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и молодежи создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
Трудоустройство инвалидов и молодежи в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи осуществляется работодателями самостоятельно с учетом предложений Департамента, а также общественных организаций инвалидов и молодежи (п. 2.7 Положения).
Действия, связанные с невыполнением работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 2.2 КоАП города Москвы и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом труда и занятости населения города Москвы на основании приказа N 1050 от 03 октября 2017 года была проведена документальная плановая проверка в отношении ЗАО БКК "Коломенский" по адресу: ****
В ходе проверки установлено, что ЗАО БКК "Коломенский" не выполнена частично обязанность по созданию или выделению рабочих мест для приема на работу инвалидов, что составило за период с октября 2014 года по сентябрь 2017 года в суммарном исчислении 372 невыполненные квоты для приема на работу инвалидов. В последнем проверяемом отчетном месяце (сентябрь 2017 года) установлено 35 квот (17 квот для инвалидов, 18 квот для молодежи установленных категорий), из них не выполнены 13 квот для приема на работу инвалидов.
Таким образом, административный орган пришел к выводу, что ЗАО БКК "Коломенский" нарушены требования ст.ст. 2-4 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест", п.п. 2.6-2.7 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 года N 742-ПП, ответственность за нарушение которых предусмотрена ст. 2.2 КоАП г. Москвы.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для составления в отношении ЗАО БКК "Коломенский" 02 ноября 2017 года протокола об административном правонарушении N 127/1 и вынесении 30 ноября 2017 года постановления N **** о привлечении к административной ответственности по ст. 2.2 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
При принятии 30 ноября 2017 года постановления N **** о привлечении к административной ответственности, Административная комиссия Префектуры ЮАО г. Москвы ссылалась на совокупность представленных в материалы дела доказательств: протоколом об административном правонарушении с описанием существа вменяемого административного правонарушения N **** от 02 ноября 2017 года; актом внеплановой документарной проверки от 02 июня 2017 г. N **** ; актом проверки от 02 декабря 2016 г. N **** ; сведениями о выполнении установленной квоты и движении денежных средств ЗАО БКК "Коломенский" за проверяемый период; иными объективными письменными документами.
Судья районного суда в ходе рассмотрения дела по жалобе ЗАО БКК "Коломенский" на постановление о назначении административного наказания, пришел к выводу о том, что действиях Общества отсутствует событие вмененного правонарушения, в связи чем, прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указав, что законом города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" на работодателя не возложена обязанность по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства.
Вместе с тем, при принятии данного решения судом первой инстанции не были учтены положения пунктов 2.6, 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного постановления Правительства Москвы от 04 августа 2009 г. N 742-ПП, в которых определено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и молодежи создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. Трудоустройство инвалидов и молодежи в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи осуществляется работодателями самостоятельно с учетом предложений Департамента, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.
Из буквального толкования приведенных выше норм следует, что под созданием (выделением) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места граждан указанных категорий. При этом обязанность по созданию и выделению квотируемых рабочих мест (трудоустройству граждан) в соответствии с установленным размером квоты, рассчитываемым в порядке, предусмотренном ст. 3 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест, возлагается на работодателя. Невыполнение работодателем указанной обязанности влечет административную ответственность в соответствии с КоАП г. Москвы.
Обязанность по организации в г. Москве квотируемых рабочих мест возложена ч. 2 ст. 2 Законом г. Москвы о квотировании рабочих мест именно на работодателю. По существу закрепляется правовой механизм реализации соответствующих положений федеральных законов о занятости и о социальной защите инвалидов, устанавливающих обязанность работодателей квотировать рабочие места для инвалидов.
Таким образом, обязанность по трудоустройству социально незащищенной категории граждан возложена законодателем непосредственно на работодателя.
Судьей районного суда в обжалуемом решении в качестве основания для прекращения производства по делу также указано на наличие вступившего 15 мая 2018 года в законную силу решения Симоновского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2018 года в отношении должностного лица - директора по персоналу ЗАО БКК "Коломенский" Савченко О.В, которым производство по делу было прекращено за отсутствием события правонарушения, предусмотренного ст. 2.2 КоАП г. Москвы.
Вместе с тем, частью 1 ст. 28.9 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, судья в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, закреплены в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и к ним относятся:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Данный перечень является исчерпывающим и не содержит обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, в виде обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос о вине и административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно положениям ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено решение, которым усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В связи с вышеуказанными положениями КоАП РФ обсуждени е вопроса о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности в рамках рассмотрения настоящей жалобы на решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 18 мая 2018 года - невозможно.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности истек, суд второй инстанции приходит к выводу, что предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены обжалуемого решения судьи районного суда не имеется, поскольку возможность правовой оценки действий ЗАО БКК "Коломенский" за истечением срока привлечения к отвесности - отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы 18 мая 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.2 КоАП г. Москвы, в отношении ЗАО БКК "Коломенский" - оставить без изменения, жалобу заместителя председателя Административной комиссии Префектуры ЮАО г. Москвы Баранова Я.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.