Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника *** Н.В. по доверенности ***ой А.А. на постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 13 июля 2017 г., которым *** Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа 3000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
05 июня 2017 г. в отношении *** Н.В. главным инспектором инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия Москвы составлен протокол N *** об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Басманный районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник *** Н.В. по доверенности *** А.А. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании защитник *** Н.В. по доверенности *** А.А. жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала в полном объеме.
Изучив также материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 18 ст.19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Объектом правонарушения является установленный законом порядок государственного управления и контрольно-надзорные отношения между объектами и субъектами надзора.
Субъектом правонарушения является лицо, не выполнившее законное предписание органов, осуществляющих государственный надзор.
Статьей 10 Закона Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п.3 ст.6 Закона Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п.2 ст.22 Закона Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
На основании п.4.4.45 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г..N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы" Мосгорнаследие осуществляет выдачу обязательных для исполнения предписаний лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения: об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона от 25 июня 2002 г..N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", или о внесении в них изменений; об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия; об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; о сдаче в установленном порядке работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, отчетной документации; о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; о приведении выполненных (выполняемых) работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствие с согласованной проектной документацией, рабочими чертежами на проведение локальных ремонтных работ, перечнем (описью) работ; об установлении требований к содержанию и
использованию выявленного объекта культурного наследия и иных мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия; об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия; приостановлении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, а также в случае обнаружения при производстве указанных работ объекта археологического наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия; выдачу иных предписаний в целях реализации полномочий по государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.
В силу п.5.25 Положения о Департаменте культурного наследия Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющиеся обязательными для юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, физических лиц, а также контролировать их выполнение.
Судьей районного суда установлено, что *** города Мосгорнаследием в рамках осуществления полномочий по надзору в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на основании распоряжения Мосгорнаследия от *** года N *** завершено проведение внеплановой документарной проверки в отношении *** Н.В, который является собственником помещения ***, расположенного на мансардном этаже, общей площадью *** кв. м здания по адресу: ***, на основании свидетельства о государственной регистрации права, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 06 июля 2011 года N ***. Здание по указанному адресу принято под государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N *** в качестве объекта культурного наследия федерального значения "***" (далее - Объект). Границы территории Объекта утверждены Постановлением Правительства Москвы от 16 марта 1997 года N 881-ПП "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения". Предмет охраны Объекта утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22 августа 2013 года N ***. Охранное обязательство собственника помещения ***, расположенного на мансардном этаже Объекта с Мосгорнаследием не оформлено. *** года сотрудниками Мосгорнаследия в рамках осуществления функций по государственному надзору в области государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия на основании задания от *** года N ***5 осуществлен осмотр Объекта, по результатам которого составлен акт осмотра от *** года N ***. Согласно акту осмотра Объекта установлено, что визуально Объект находится в удовлетворительном состоянии. В ходе проведения визуального осмотра выявлен факт возведения на Объекте дополнительного этажа (мансарды).
Указанный этаж располагается по всему периметру Объекта. В соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 08 февраля 2016 года N *** в период с ** года в отношении *** Н.В. проведена внеплановая документарная проверка по результатам которой составлен акт проверки от 25 марта 2016 года N ***, а также выдано предписание от 25 марта 2016 года N *** требованием которого является: 1) разработать проект приспособления занимаемых помещений Объекта для современного использования, включающий в себя планировочные решения в срок до 20 октября 2016 года; 2) выполнить работы по приспособлению занимаемых помещений Объекта по согласованному Мосгорнаследием проекту в срок до 20 октября 2017 года; 3) выполненные работы сдать по акту комиссии Мосгорнаследия в срок до 20 февраля 2018 года. В период с *** года на основании распоряжения Мосгорнаследия от 28 октября 2016 года N *** в отношении *** Н.В. проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований п.1 предписания Мосгорнаследия от 25 марта 2016 года N ***, по результатам которой составлен акт проверки от 14 ноября 2016 года N *** и выдано предписание от 14 ноября 2016 года N ***, требованием которого является: устранить выявленные нарушения, а именно разработать и согласовать проект приспособления занимаемых помещений Объекта для современного использования, в установленном для Москвы порядке в срок до 24 апреля 2017 года; сообщить в Мосгорнаследие об устранении нарушений в письменной форме в срок до 24 апреля 2016 года.
Предписание направлено ***у Н.В. в адрес его регистрации: ***, квартира ***, ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (квитанция от 28 ноября 2016 года N ***, почтовый идентификатор ***), которое получено адресатом 07 декабря 2016 года. В соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от *** года N *** в период с 10 мая 2017 года по *** года в отношении *** Н.В. проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований предписания от 14 ноября 2016 года N ***, в ходе которой установлено, что проект приспособления занимаемых помещений Объекта для современного использования в установленном для Москвы порядке не разработан. Требования предписания *** Н.В. не исполнены, несмотря на то, что в течение указанного срока *** Н.В. мог предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требования Мосгорнаследия, а в случае необходимости обратиться в уполномоченный орган с обоснованием уважительных причин невозможности исполнения требований предписания. Информация о причинах невыполнения требования Предписания в Мосгорнаследие не поступала. Порядок переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержден Постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах" и носит заявительный характер. В соответствии с пунктом 14 приложения 1 к Постановлению для объектов культурного наследия предусмотрены разработка проекта приспособления для современного использования помещения в многоквартирном и жилом доме и его согласование в установленном для города Москвы порядке.
Согласно служебной записке Управления рассмотрения документации от *** года N *** проектная документация от *** Н.В. по состоянию на *** года в Мосгорнаследие не поступала. В соответствии со служебной запиской Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Мосгорнаследия от *** года N *** разрешительная документация на проведение работ по сохранению Объекта в отношении *** Н.В. не выдавалась. Мосгорнаследие письмом от 19 мая 2017 года N *** обратилось в адрес Государственной жилищной инспекции Москвы с просьбой представить имеющуюся информацию о поступлении на согласование и результатах рассмотрения документации по всем проведенным работам в отношении Объекта. Письмом от *** года N *** Государственная жилищная инспекция города Москвы ответила Мосгорнаследию, что документация о согласовании работ по перепланировке и (или) переустройству от *** Н.В. не поступала.
Действие (бездействие) *** Н.В, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия, квалифицировано судом первой инстанции по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Судья районного суда в обоснование его вины сослался на протокол об административном правонарушении от 05 июня 2017 года N ***; распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении *** Н.В.; акт внеплановой документарной проверки в отношении *** Н.В. от *** года N ***; предписание об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия от *** года N ***; акт внеплановой документарной проверки в отношении *** Н.В. от 14 ноября 2016 года N ***; предписание об устранении нарушений обязательных требований, установленных законодательством РФ и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 14 ноября 2016 года N ***; свидетельство о государственной регистрации права; Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 года N 523-ПП; схему; приказ Министерства культуры РФ от 22 августа 2013 года N 1229 и приложение к нем; Постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 154-ПП; приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 25 декабря 2015 года N 439 и приложение к нему.
С выводом судьи о доказанности вины *** Н.В. согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу п.1 ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении в числе прочего подлежат выяснению обстоятельства, связанные с наличием вины лица в совершении административного правонарушения.
При этом, положения статей 1.5 и 2.2 КоАП РФ закрепляют принцип личной ответственности физического лица за совершенное правонарушение, что исключает солидарную ответственность двух и более граждан или должностных лиц за совершение одного и того же противоправного деяния.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Поскольку установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения *** Н.В. к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ послужило невыполнение им в установленный до 24 апреля 2017 года срок предписания от 14 ноября 2016 года N ***, выданного главным инспектором Департамента культурного наследия Москвы (Мосгорнаследие) требованием которого являлось: разработать и согласовать проект приспособления занимаемых помещений объекта недвижимости (помещение ***, расположенного на мансардном этаже, общей площадью *** кв.м здания по адресу: ***) для современного использования в установленном для города Москвы порядке.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о назначении административного наказания защитник *** А.А. последовательно указывала, что *** Н.В. не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку объект недвижимости помещение ***, общей площадью *** кв.м, расположенный на мансардном этаже здания по адресу: ***, на дату проверки и вынесения предписания не существовал; объекты недвижимости с кадастровыми номерами N *** и N ***, созданные в результате перепланировки помещения *** были отчуждены *** Н.В. 15 декабря 2016 года.
Опровергнуть доводы защиты, исходя из материалов дела, не представляется возможным по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.06.2012 *** Н.В. является собственником нежилого помещения ***, общей площадью *** кв.м, расположенного на мансардном этаже здания по адресу: *** (л.д.37).
Согласно решению судьи Басманного районного суда Москвы от 01 апреля 2016 года на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности *** Н.В. на объект недвижимости: помещение ***, расположенное по адресу: ***; осуществить государственную регистрацию права собственности *** Н.В. на объект недвижимости: помещение ***, расположенное по адресу: ***; осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности *** Н.В. на объект недвижимости помещение ***, общей площадью *** кв.м, расположенное на мансардном этаже здания по адресу: ***.
Решение судьи Басманного районного суда Москвы от 01.04.2016 вступило в законную силу 30 ноября 2016 года (л.д.125-129).
Согласно договорам дарения нежилого помещения от 01.11.2016, представленных в ходе производства по делу, переход права собственности от *** Н.В к ***у Т.В. на объекты недвижимости: помещение ***, помещение ***, расположенные по адресу: ***, зарегистрирован 15 ноября 2016 года (л.д.80-83).
При этом, согласно пояснениям защитника ***ой А.А. право собственности от *** Н.В к ***у Т.В. на указанные объекты недвижимости перешло 15 декабря 2016 года.
Таким образом, имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать однозначный вывод, что *** Н.В. является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку из представленных материалов не следует, что *** Н.В. является субъектом вмененного ему административного правонарушения, то состав административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, в его действиях в данном случае отсутствует.
Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по рассматриваемому делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6- 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 13.07.2017 в отношении *** Н.В. по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда
Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.