Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Сальниковой М.Л,Дубинской В.К,
при секретаре Дмитриеве С.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Мусаевой О.Б.на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 20 марта 2018 года, которым постановлено:
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с Люлько И.Г. договор социального найма жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 72,4 кв.м, жилой площадью 43,3 кв.м, расположенной по адресу: * с включением в договор социального найма челнов семьи: Люлько В.Ф, Люлько М.С, 28.09.2012 года рождения, Люлько С.И, Яшкиной Н.И.
УСТАНОВИЛА:
Истец Люлько И.Г. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о возложении обязанностей заключения договора социального найма жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 72,4 кв.м, жилой площадью 43,3 кв.м, расположенной по адресу: *.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в связи с трудовыми отношениями с ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" ему была предоставлена двухкомнатная квартира N 20 в ведомственном жилом доме, расположенном в п. Поляны, на основании ордера N18429 от 06.11.1979 года, выданного Исполкомом Видновского Совета народных депутатов на семью из трех человек. В 1982 году после рождения дочери и изменением жилищных условий по ходатайству администрации профкома совхоза на основании решения Исполкома Советского района г. Москвы N 5502 от 12 декабря 1990 года предоставил ему, истцу, на семью из 4 трехкомнатную квартиру N*, расположенная по строительному адресу: *(в настоящее время *). По решения Мосгорисполкома был выдан служебный ордер N536207 от 28 января 1991 года на основании документов, представленных совхозом. Истец был переселен в спорную квартиру в связи с тем, что Решениями Исполкома Московского городского Совета народных депутатов N25 от 09.01.1990 года и N1081 от 26.06.1990 года, распоряжением N398р от 22.08.1990 года Объединения единого заказчика Мосстройкомитета ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" была выделена жилая площадь в доме - новостройке для переселения граждан из ветхих строений зоны Южного Бутово в корп. 1В микр. 6 с выдачей служебных ордеров. Фактически "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" по распоряжению N398р от 22.08.1990 года Объединения единого заказчика Мосстройкомитета для распределения и заселения были переданы почти все жилые помещения многоквартирного дома (за исключением 4-х квартир) общей площадью 6860,3 кв.м. в порядке компенсации за изъятие сельскохозяйственных земель совхоза для развития жилищного строительства в районах Северное и Южное Бутово. Истец обращался к ответчику по вопросу заключения договора социального найма в отношении вышеуказанного жилого помещения, однако в заключение данного договора было отказано. Данный отказ истец полагает неправомерным.
Истец Люлько И.Г. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Платущихина Е.Н. в судебное заседание явилась, просила в иске отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Люлько В.Ф. в судебное заседание явилась, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора Люлько С.И, Яшкина Н.И. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав истца Люлько И.Г, третье лицо Люлько В.Ф, представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Маликова В.В, рассмотрев дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную трехкомнатную квартиру общей площадью 72,4 кв.м, жилой площадью 43,3 кв.м, расположенную по адресу: *, правообладателем права собственности на которую является город Москва.
Люлько И.Г. на основании ордера N 18429 от 06.11.1979 года, выданного Исполкомом Видновского Совета народных депутатов на основании решения Исполкома Михайловского с/с N 17/3 от 02.11.1979 года на семью из трех человек: Люлько И.Г, Люлько В.Ф. (жена), Люлько С.И. (сын), Люлько Н.И. (дочь) и ордера N 536207 от 28 января 1991 года в связи с наличием трудовых отношений с ФГУП "Совхоз имени ХХI съезда КПСС" была предоставлена трехкомнатная квартира N 20 в ведомственном жилом доме, расположенном в д. 6 п. Поляны (л.д. 7-8, 9).
Решением Исполнительного комитета "О закреплении за совхозом им. ХХI съезда КПСС жилого дома в Бутово" N 1093 от 06.06.1989 года в связи со сносом жилых домов, попадающих по застройку Южного Бутово, находящихся на балансе совхоза им. ХХI съезда КПСС, за совхозом им. ХХI съезда КПСС Мособлагропром закреплен жилой дом корпус 1д в Северном Бутово, микрорайон 1а, общей площадью 6,6 тысяч квадратных метров из ввода 1990 года, в счет объемов площади жилых домов, установленных решением Мосгорисполкома и Мособлисполкома от 01.09.1988 года N1190-1847 "Об отводе земельных участков в границах города Москвы за пределами МКАД под городское строительство в XIII-ой пятилетке (с заделом на XIY пятилетку) и строительстве объектов Мособлисполкома в XIII-ой пятилетке". Кроме того, как следует из данного решения исполком Советского райсовета обязан выдать служебные ордера на представленную жилую площадь администрацией совхоза им. ХХI съезда КПСС, в корпусе 1д микрорайона 1а Северного Бутова (л.д. 49-50).
Решением Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов "О закреплении жилой площади за Объединением единого заказчика Мосстройкомитета для переселения граждан в Южном Бутово" N 25 от 09 января 1990 года за Объединением единого заказчика Мосстройкомитета закреплена жилая площадь в корпусах, вводимых в эксплуатацию в 1990 году в микрорайонах "Г" и "Д" Чертаново, "О" и 1-6 Северного Бутова, целевым назначением для переселения граждан из домов, подлежащих сносу в соответствии с распоряжениями исполкома Моссовета от 16.03.1989г. N506р, 05.07.1989г. N1449р и 26.09.1989р, в Южное Бутово. На основании данного решения Объединению единого заказчика Мосстройкомитета разрешено выделить совхозу им. ХХI съезда КПСС Мособлагропрома в корпусе 1в микрорайона 6 Северного Бутов жилую площадь целевым назначением для переселения граждан из жилых домов совхоза, подлежащих сносу в соответствии с распоряжением исполкома Моссовета от 16.03.1989г. N506р, 05.07.1989г. N1449р и 26.09.1989р, в Южное Бутово. Кроме того, как следует из данного решения Объединение единого заказчика Мосстройкомитета обязано обеспечить переселении граждан на выделенную жилую площадь с выдачей служебных ордеров на представленную совхозом ХХI съезда КПСС Мособлагропрома жилую площадь переселенным гражданам из домов совхоза в соответствии с распоряжением исполкома Моссовета от 16.03.1989г. N506р, 05.07.1989г. N1449р и 26.09.1989р. (л.д. 45-47).
На основании Распоряжения Объединения единого заказчика Мосстройкомитета N 398р от 22 августа 1990 года, совхозу ХХI съезда КПСС выделено 32 однокомнатных квартиры, 69 двухкомнатных квартир, 32 трехкомнатные квартиры с номерами 4, 5, 7-17, 19-26, 28-34, 36-41, 43-68, 72-83, 85-135 общей площадью 6860,3 кв.м, жилой площадью 3885,0 кв.м. расположенных по адресу: Северное Бутово, м/р, кор.1В. для переселения граждан из ветхих строений в соответствии с решением МГИ от 26.06.90 N1081 в счет площади закрепленной решением МГИ N1090 от 06.06.89г. (л.д. 48).
Как следует из решения Исполкома Советского РайСовета народных депутатов г.Москвы "О переводе служебной жилой площади в доме - новостройке работникам совхоза им. 21 съезда КСПП" N 5502 от 12 декабря 1990 года инженеру совхоза им. 21 съезда КСПП" Люлько И.Г. на семью из 4-х человек было предоставлено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, размером 43,3 кв.м, расположенной по адресу: *, что подтверждается архивными выписками (л.д. 26, 27-28).
28 января 1991 года Люлько И.Г. Исполнительным комитетом Московскго городского Совета народных депутатов на состав семьи из 4 человек: Люлько И.Г. о/л, Люлько В.Ф. (жена), Люлько С.И. (сын), Люлько Н.И. (дочь) был выдан ордер N 536207 на отдельную трехкомнатную квартиру, общей площадью 74,0 кв.м, жилой площадью 43,3 кв.м, распложенную по адресу: * (л.д. 9).
В соответствии с выпиской из домовой книги, в спорной квартире по адресу: * по месту жительства зарегистрированы: с 19.06.1991 года Люлько В.Ф, Люлько И.Г, Люлько С.И, Яшкина (до заключения брака Люлько) Н.И, с 11.10.2012 года - Люлько М.С, 28.09.2012 года рождения. (л.д. 11).
Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что Люлько И.Г. работал в организации, предоставившей жилое помещение, более 10 лет - в период с 02 марта1978 года по 07 июня 1994 год, что подтверждается копией трудовой книжки на имя Люлько И.Г. (л.д. 33-44).
Люлько И.Г. обращался в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: *, которое оставлено без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, учитывая, что спорная квартира перешла в собственность города Москвы, суд сделал правильный вывод, что квартира утратила статус служебного жилого помещения, и к отношениям по пользованию этим жилым помещением применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии со статьей 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу статьи 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП), с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет,заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Пункт 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП) не содержит в качестве условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма нахождение гражданина на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий. При этом, приведенное положение регулирует правоотношения и предусматривает основания для заключения договора социального найма в отношении предоставленных жилых помещений, имеющих статус служебных или ранее предоставленных на основании договора субаренды.
Подпунктом 1 пункта 1 названного выше Положения предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: - договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и
суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-
либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом
собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье
20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей
города Москвы на жилые помещения";
- договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием
ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами
города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь
всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи
обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности,
превышает размеры площади жилого помещения, указанные в пункте 1.1 настоящего
Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и
статье 35 указанного Закона города Москвы.
В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.
Однако, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2013 года за N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП).
Так, Судебная коллегия пришла к выводу, что пункт 1.1 Положения противоречит положениям статей 1 и 13 Жилищного кодекса РФ, поскольку при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, как это следует буквально из оспариваемого Положения, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, вопрос о предоставлении спорного жилого помещения истцам по договору социального найма не ставится в зависимость от соответствия площади занимаемого ими жилого помещения размеру общей площади жилого помещения, приходящегося на истцов исходя из минимального размера площади жилого помещения указанного в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Поскольку, спорное жилое помещение предоставлено Люлько И.Г. и членам его семьи организацией, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, Люлько И.Г. работал в организации, финансируемой за счет бюджета города Москвы более 10 лет, спорное жилое помещение отнесено к жилищному фонду социального использования, суд пришел к правильному выводу, что отказ Департамента городского имущества города Москвы является незаконным, поскольку истцы занимают спорное жилое помещение на законных основаниях, это право возникло у них до введения в действие Жилищного кодекса РФ и не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, истцы проживают в указанном жилом помещении, не утратили права пользования жилым помещением.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования,было предоставлено истцу до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, истец и члены его семьи проживают в указанном жилом помещении, не утратили права пользования жилым помещением, требований о выселении истца и членов его семьи ответчиком заявлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение не утратило статус служебного помещения, основаны на неправильном толковании норм материального права, основанием к отмене решения суда не являются.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы решения суда, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При проверке законности и обоснованности решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.