Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре А.В. Чариковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Хидирова А.Я. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 2 марта 2018 года по делу по административному исковому заявлению А.Я. Хидирова о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 20 ноября 2017 года об отказе в удовлетворении жалобы на решение УВМ ГУ МВД по Москве от 13 октября 2017 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
А.Я. Хидиров обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью оспариваемого решения государственного органа, поскольку для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, по его мнению, имелись гуманные основания, заключающиеся в наличии опасности для жизни и здоровья административного истца в случае возвращения на родину в Республику Узбекистан.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 2 марта 2018 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления А.Я. Хидирова отказать.
В апелляционной жалобе А.Я. Хидирова ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель А.Я. Хидирова по доверенности О.В. Голуб доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ГУ МВД России по доверенности Е.Д. Искрук просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вы-слушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что А.Я. Хидиров, 13 июля 1979 года рождения, гражданин Республики Узбекистан, уроженец с. Замертан Кизилтелинского района Навоийской области Узбекской ССР. По национальности - узбек, вероисповедание - ислам. Родной язык -узбекский, русским языком владеет свободно. Образование среднее, в 1996 году окончил 11 классов средней школы с. Замертан. Службу в армии не проходил, не призывался. Прежнее постоянное место жительства -Республика Узбекистан, с. Замертан.
По данным АС ЦБДУИГ, А.Я. Хидиров последний раз на территорию Российской Федерации прибыл 3 марта 2013 г. с целью работы. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "ОРСК (авто)". При пересечении Государственной границы Российской Федерации предъявлял национальный паспорт N 0808518, выданный 6 февраля 2013 г. компетентными органами Республики Узбекистан, сроком действия до 5 февраля 2023 года Со слов заявителя в декабре 2015 года паспорт был утрачен.
25 марта 2013 года оформлял патент на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации серии 77 N 131448863.
Личность А.Я. Хидирова удостоверена на основании копии формы N 1 заявления о выдаче (замене) паспорта, представленной правоохранительными органами Республики Узбекистан.
Женат. Супруга - Саидова М.А, ***года рождения, гражданка Республики Узбекистан. Имеет двоих детей граждан Республики Узбекистан: сын Ярошев (Ярашев) А.А. угли, *** года рождения, дочь Ярошева (Ярашева) Б.А, *** года рождения. Супруга и дети заявителя проживают на территории страны гражданской принадлежности, кроме того, в Республике Узбекистан также проживают отец, мать, три брата и сестра заявителя.
8 августа 2017 года А.Я. Хидиров был задержан сотрудниками ОМВД России по Лосиноостровскому району г. Москвы как лицо, находящееся в межгосударственном розыске за совершение преступлений, предусмотренных пунктом "б" части 2 статьи 223 (незаконный въезд в Республику Узбекистан, совершенный по предварительному сговору группой лиц), части 1 статьи 244 (создание, руководство, участие в религиозной, экстремистской, сепаратистской, фундаменталистской или иной запрещенной организации) Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Санкциями данных статей предусмотрено наказание свыше одного года лишения свободы.
А.Я. Хидиров обвиняется в том, что с 2011 года на территории г. Москвы вступил и принимал активное участие в деятельности религиозно - террористической организации "Исламское движение Туркестана", в настоящее время является одним из активных членов указанной организации. Кроме того, 30 декабря 2012 г. по предварительному сговору с У. Самановым и Б. Эшонкуловым в нарушение требований законодательства Республики Узбекистан минуя официальные пункты пропуска, незаконно пересек Государственную границу Республики Узбекистан с Республикой Казахстан.
8 ноября 2013 года следователем СО ОВД Зангиотинского района Республики Узбекистан вынесено постановление о привлечении А.Я. Хидирова в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктом "б" части 2 статьи 223 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, и он объявлен в розыск.
4 декабря 2014 г. следователем СУ УВД Навоийской области Республики Узбекистан вынесено постановление о привлечении А.Я. Хидирова в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 244 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, и он объявлен в розыск.
Действия А.Я. Хидирова соответствуют части 2 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, совершенное группой лиц по предварительному сговору), части 2 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической). Санкциями данных статей предусмотрено наказание свыше одного года лишения свободы. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанных преступлений по законодательству Российской Федерации не истекли.
В настоящее время А.Я. Хидиров содержится в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в связи с проведением Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отношении него экстрадиционной проверки.
Находясь под стражей, А.Я. Хидиров 7 сентября 2017 года подал в УВМ ГУ МВД России по г. Москве заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его незаконным преследованием на территории страны гражданской принадлежности. Указал, что обвиняется в преступлениях, которые он не совершал. В Российскую Федерацию прибыл с целью работы. О нахождении его в межгосударственном розыске знал, в этой связи не обращался к властям Республики Узбекистан за оформлением нового документа, удостоверяющего личность, взамен утраченного. Возвращаться на родину не желает, опасается ареста и длительного тюремного заключения, Иных оснований не привел.
13 октября 2017 года решением ГУ МВД России по Москве ему отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение А.Я. Хидиров обжаловал в ГУВМ МВД России.
В своей жалобе в адрес ГУВМ МВД России административный истец просит отменить решение ГУ МВД России по Москве об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В своих жалобах от 25 октября 2017 А.Я. А.Я. Хидиров просил признать незаконным решение ГУ МВД России по г. Москве и предоставить ему временное убежище на территории Российской Федерации. Он убежден, что в случае возвращения в Республику Узбекистан он станет жертвой пыток и негуманного обращения из-за сфабрикованного против него властями страны уголовного дела.
Решением ГУВМ МВД России от 20 ноября 2017 года N 826 вышеуказанное решение территориального органа МВД России признано правомерным и оставлено в силе.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного истца, суд руководствовался законностью оспариваемого решения ГУВМ МВД России, по причине отсутствия причин гуманного характера, требующих предоставления А.Я. Хидирову разрешения на временное убежище на территории России.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения миграционного органа, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению. Суд, принимая решение верно указал, что истинной причиной, побудившей административного истца обратиться с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, явилось желание избежать уголовного преследования на территории страны гражданской принадлежности.
Суд обоснованно также учел, что согласно опросному листу и анкетным данным, административный истец покинул территорию Республики Узбекистан с целью осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации. Однако в соответствии ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О беженцах" указанный федеральный закон не распространяется на иностранных граждан, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При вынесении решения, судом первой инстанции правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод о том, что ГУ МВД России по городу Москве и ГУВМ МВД России правильно проведен анализ всех обстоятельств дела, связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, правомерно и обоснованно установлено, что А.Я. Хидиров не относится к группе риска по преследованиям по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и что в отношении него отсутствуют гуманные основания, требующие нахождения его на территории Российской Федерации, правомерно сделан вывод об отсутствии оснований для предоставления административному истцу временного убежища на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует национальному законодательству и нормам международного права, содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 2 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.