Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре А.В. Чариковой, с участием переводчика Н.М. Прокофьевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Батома Б. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Б. Бозобейду о признании незаконным решения ГУ МВД России по Московской области от 9.12.2016 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о признании незаконным бездействия ГУВМ МВД России, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Б. Бозобейду обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью оспариваемого решения государственного органа, поскольку для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, по его мнению, имелись гуманные основания, заключающиеся в наличии опасности для жизни и здоровья административного истца в случае возвращения на родину в Республику Того.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Б. Бозобейду отказать.
В апелляционной жалобе Б. Бозобейду ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии Б. Бозобейду, а также его представитель по доверенности Ф.С. Шишов доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ГУ МВД России по доверенности Е.Д. Искрук просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вы-слушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Б. Бозобейду, Гражданин Тоголезской Республики Б. Бозобеэйду, далее заявитель, МО. *** г.р. Место рождения - г. Кара Тоголезской Республики. Национальность - тоголезец. Вероисповедание - христианство (католицизм). Родной язык - кабье, французский, русским языком не владеет. Семейное положение - со слов заявителя, женат на гражданке Тоголезской Республики Абире Дулю, *** г.р, в совместном браке имеют троих детей. Супруга и дети заявителя проживают в г. Цевие Тоголезской Республики.
Образование, со слов административного истца, среднее специальное, по профессии автомеханик, проходил обучение с 1998 по 2002 год. Заявитель сообщил, что с сентября 2002 года по апрель 2014 года являлся военнослужащим Президентской гвардии, последнее воинское звание - старший сержант.
Заявитель сообщил, что на территории государства гражданской принадлежности проживают три его родных брата и сестра (п. 24 анкеты).
В настоящее время заявитель проживает в Московской области по адресу: г. Балашиха, ул. Третьяка, д. 5, кв. 72, на миграционном учете по указанному адресу не состоит.
Источник средств существования - работает на стройке (п. 16.1. анкеты). Личность заявителя установлена на основании паспорта ЕВ 172178, выдан МВД Тоголезской Республики, 29.08.2014, сроком действия до 28.08.2019.
На территорию Российской Федерации заявитель прибыл 7.12.2014, средством авиатранспорта, рейсом "Акра - Касабланка - Москва", пункт пропуска государственной границы - КПП "Шереметьево".
При прибытии предъявил вышеуказанный паспорт и частную визу КОО 1760, сроком действия с 27.11.2014 по 20.12.2014, выдана Посольством Российской Федерации в г. Котону (Республика Бенин). Принимающая сторона Менкова Анна Аркадиевна, Москва.
8.06.2015 заявитель обратился в УФМС России по Московской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
8.06.2015 решением УФМС России по Московской области ходатайство принято к рассмотрению по существу, оформлено и выдано свидетельство рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу СБ N 0069597, сроком действия с 8.06.2015 по 8.09.2015
8.09.2015 решением УФМС России по Московской области заявителю отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации.
Указанное решение заявитель обжаловал в ФМС России.
4.02.2016 решением ФМС России N 2070 решение УФМС России по Московской области признано правомерным.
Указанное решение заявитель обжаловал в Басманном районном суде города Москвы.
24.05.2016 решением Басманного районного суда города Москвы заявителю было отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании решения ФМС России N 2070 от 4.02.2016.
21.09.2016 заявитель обратился в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Свое заявление обосновал угрозой для жизни на территории государства гражданской принадлежности со стороны военных (военного руководства) Тоголезской Республики.
При проведении анкетирования и опроса, административный истец указал, что реальная угроза преследования для него существует на территории государства гражданской принадлежности по причине невыполнения приказа в 2014 году на участие в операции по ликвидации оппозиционера Жан Пьер Фабер (п.11 анкеты).
В политических, религиозных, военных или общественных организациях в государстве гражданской принадлежности не состоял (п. 44 анкеты).
Сообщил, что в период своего задержания в марте - апреле 2014 года его били в тюрьме (п. 19 анкеты).
Уголовному преследованию не подвергался (п. 20 анкеты). Сообщил, что покинул территорию страны гражданской принадлежности по причине существующей угрозы за отказ в выполнении приказа (п. 42 анкеты).
Сообщил, что не желает вернуться в государство гражданской принадлежности по причине того, что уверен в своем физическом устранении (п. 47, 48 анкеты).
Заявитель сообщил, что заболеваний, требующих лечения либо препятствующих выезду с территории Российской Федерации не имеет (п.1 опросного листа).
Решением ГУ МВД России по Московской области от 9.12.2016 заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
21.02.2017 ГУВМ МВД России отказало Б. Бозобейду в рассмотрении его жалобы на решение ГУ МВД России по Московской области.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался законностью оспариваемых действий и решений миграционных органов.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемых решений миграционным органом принят во внимание факт несоответствия критериям, определяющим понятие "беженец", а также принято во внимание отсутствие оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
При вынесении решения, судом первой инстанции правильно приведен анализ всех обстоятельств дела, связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии у того гуманных причин для предоставления временного убежища.
Довод о незаконности бездействия ГУ МВД России по нерассмотрению его жалобы, обоснованно отвергнут судом по причине направления обращения административным истцом по неверному адресу, что явилось причиной пропуска срока обращения с жалобой.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует национальному законодательству и нормам международного права, содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.