Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре Л.Р. Зейналян, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управления Росреестра по г. Москве) по доверенности Н.Э. Мацота на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21 марта 2018 года по делу по административному исковому заявлению Митрошкина А.С. об обязании Управления Росреестра по Москве снять с государственного кадастрового учета нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0005006:6488, площадью 11908, 9 кв.м, расположенное на подземном этаже N 1 многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 42; об обязании Управления Росреестра по Москве поставить на кадастровый учет нежилое помещение площадью 5, 1 кв.м, расположенное на подземном этаже N 1 многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 42, на основании технического плана, который будет подготовлен в соответствии с принятым судебным решением, которым заявленные требования удовлетворены,
установила:
А.С. Митрошкин, обратился в суд с указанным выше административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником, комнаты N 92 помещения N XXXIX, расположенной в жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 42, подземный этаж 1 Указывает, что поставить указанное нежилое помещение на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не представляется возможным в связи с тем, что оно входит в состав нежилого помещения за N XXXIX с кадастровым номером 77:03:0005006:6488, правообладателем которого административный истец не является.
23.12.2016 для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости - вышеуказанной комнаты, принадлежащей административному истцу, он обратился с заявлением с приложением технического плана.
По результатам рассмотрения заявления решением Управления Росреестра по Москве от 17.03.2017 в его удовлетворении отказано по причине возможности только заполнения декларации об образуемом объекте недвижимости ненадлежащим лицом, а также ввиду наличия несоответствий в сведениях графической части объекта недвижимости, неизолированности и необособленности жилых помещений от других зданий в помещении.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы 21 марта 2018 года постановлено: административный иск А.С. Митрошкина удовлетворить.
Обязать Управление Росреестра по Москве снять с государственного кадастрового учета нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0005006:6488 площадью 11908, 9 кв.м, расположенное на подземном этаже N 1 многоквартирного жилого дома по адресу г. Москва, ул. Первомайская, д. 42.
Обязать Управление Росреестра по Москве поставить на государственный кадастровый учет переданное ООО "РосЕвроИнвест" на основании договора N 1539 К от 30.11.2011, дополнительного соглашения от 2.11.2012 и передаточного акта от 2.11.2011 А.С. Митрошкину нежилое помещение площадью 5, 1 кв.м, расположенное на подземном этаже N 1 комната N 92 помещение XXXIX многоквартирного жилого дома по адресу г. Москва, ул. Первомайская, д. 42, на которое решением Измайловского районного суда г. Москвы от 21.07.2015 за А.С. Митрошкиным признано право собственности (гражданское дело N 2-3757/15), на основании технического плана, подготовленного в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по г. Москве по доверенности Н.Э. Мацота ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Росреестра по г. Москве по доверенности Н.Э. Мацота доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель А.С. Митрошкина по доверенности А.А. Усенко просил решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица ООО "РосЕвроИнвест" по доверенности С.Ю. Менькин не возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, заблаговременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательств уважительности этих причин.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п.п. 1, 4, 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, имеются.
Как следует из материалов дела, А.С. Митрошкин 30.06.2011 приобрел по договору N 1539 К вышеуказанное нежилое помещение.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 21.07.2015 по гражданскому делу N 2-3757/15 за А.С. Митрошкиным признано право собственности на указанное помещение.
23.12.2016 для осуществления кадастрового учета комнаты N 92 административным истцом в Управление Росреестра по Москве представлено заявление N 35-4732449 с приложением технического плана.
17.03.2017 государственным регистратором принято решение об отказе в удовлетворении заявления административного истца.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности обжалуемого решения Управления Росреестра по г. Москве.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с п. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Заявляя исковые требования в указанном контексте, административный истец, фактически, выражал несогласие с решением регистрирующего органа об отказе в удовлетворении заявления о постановке на кадастровый учет принадлежащего ему помещения, поскольку, в силу предписаний вышеприведенных законоположений, без признания незаконным оспариваемого акта органа государственной власти, суд не вправе возложить на него обязанность совершения определенных действий.
Рассматривая вопрос о законности оспариваемого решения регистрирующего органа, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Исходя из положений п. 5 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии") Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 - ФЗ "О кадастровой деятельности" полномочия органа кадастрового учета на основании решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) вправе осуществлять подведомственные ему учреждения.
В силу ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) "О государственном кадастре недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Данная норма действовала до 1.01.2017.
Как указано выше, административный истец обратился в Управление Росреестра по Москве 23.12.2016 - в период действия указанной редакции п. 1 ст. 24 Закона "О государственном кадастре недвижимости", утверждая об ошибочности постановки регистрирующим органом на кадастровый учет одного общего помещения N XXXIX с кадастровым номером 77:00:0000000:17128, тогда как, по мнению административного истца, должен был быть поставлен на кадастровый учет каждый отдельный объект недвижимости в составе этого помещения.
Как следует из материалов дела заявления о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости в регистрирующий орган не направлялось. В связи с этим, при рассмотрении заявления регистрирующим органом обоснованно учтено, что декларация об образуемом объекте недвижимости (помещении) заполнена ненадлежащим лицом.
Обоснованно указано и на наличие несоответствий в сведениях графической части объекта недвижимости, на факт неизолированности помещения от других помещений в здании.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Измайловского районного суда г. Москвы 21 марта 2018 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. 309, п.п. 1, 4, 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Измайловского районного суда г. Москвы 21 марта 2018 года - отменить. Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований административного истца - А.С. Митрошкина.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.