Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Лукьянченко В.В,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Епишкиной Т.П, Ефимовой К.А, Григорьева И.Г, Григорьевой Е.Г, Заубер А.В, Заубера В.В, Николенко Н.А, Ольшванга В.А, Петровой Е.В, Федорова Д.А, Юрчук Е.В. на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Епишкиной Т.П, Ефимовой К.А, Григорьева И.Г, Григорьевой Е.Г, Заубер А.В, Заубера В.В, Николенко Н.А, Ольшванга В.А, Петровой Е.В, Федорова Д.А, Юрчук Е.В. к Правительству города Москвы о признании незаконными действий по включению многоквартирных жилых домов в программу реновации, исключении домов из участия в программе, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Епишкина Т.П, Ефимова К.А, Григорьев И.Г, Григорьева Е.Г, Заубер А.В, Заубер В.В, Николенко Н.А, Ольшванг В.А, Петрова Е.В, Федоров Д.А, Юрчук Е.В. обратились в суд с административным исковым заявлением Правительству города Москвы о признании незаконными действий по включению многоквартирных жилых домов в программу реновации, исключения домов из участия в программе, мотивируя свои требования тем, что действиями административного ответчика нарушаются их жилищные права и право собственности на жилые помещения, общее имущество и земельный участок.
Представитель административных истцов в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования. Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца Епишкину Т.П, Николенко Н.А, представителя административного ответчика - Васипёнок Ю.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Коптевского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что собственниками и нанимателями квартир многоквартирных домов по адресам: г. Москва, ул. Коптевская, д.36, 1-й Новомихалковский пер, д.8, 3-й Михалковский пер.д. 9, 1-й Новомихалковский пр-д, д. 10, 3-й Новомихалковсикй пр-д, д.18, ул. Большая Академическая, д.12/18 корп. 2, 3-й Михалковский пер, д.5, ул. Большая Академическая, ж.18 Б, 3-й Михалковский, д.3, было реализовано право на выражение своего мнения о согласии или несогласии с включением каждого из домов в проект Программы реновации способами предусмотренными положениями постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 года N 245-ПП.
За включение дома в программу реновации по адресу ул. Б. Академическая, д.12/18 корп.2 проголосовало 70% жильцов; ул. Коптевская, д.36 - 68%; ул. Б. Академическая, д.18 Б - 68,55%.
За включение в программу дома: пер. 3-й Михалковский пер, д.9 (за 84%, против 16%); 3-й Новомихалковский пр-д, 18 (за 69%, против 31%); 3-й Михалковский пер, д.3 (за-84%, против-16%); 3-й Михалковский пер, д.5 (за-88%, против-12%); 1-й Новомихалковский пер,д.8 (за-93%, против-7%); 1-й Новомихалковский пр-д, д.10 (за-94%, против-6%).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положения пунктов "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусматривают нахождение в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов жилищного, земельного законодательства; вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработку и реализацию региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пунктам 9, 10, 12, 13 части 1 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе: регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры; владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; развитие городской инфраструктуры и обеспечение единства городского хозяйства.
При этом в силу статей 5, 9 и 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы возглавляет Мэр Москвы. Правительство Москвы принимает постановления, которые подписываются Мэром Москвы, а в его отсутствие - лицом, осуществляющим его полномочия в соответствии с указом Мэра Москвы.
Положения статей 2, 13, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" предусматривают, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва, который также осуществляет полномочия органов местного самоуправления, на решение вопросов по регулированию градостроительной деятельности и землепользованию.
Порядок формирования перечня многоквартирных домов, которые могут быть включены в проект программы реновации, закрепленный в ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы соответствует требованиям, установленным ст. 4 и 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 N4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
Положениями ст. 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" установлено, что формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений настоящей статьи.
Как следует из положений закона, в проект программы реновации могут быть включены только многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичный ему по характеристикам конструктивных элементов многоквартирный дом, в которых собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не менее 2/3 жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации.
Положением также предусмотрено, что в проект программы реновации включается только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее 2/3 поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации, при этом принятие решения жителями многоквартирных домов большинством голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, закреплено Жилищным кодексом РФ.
Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанные отношения регулируются постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Из положений п. 2.3 и 2.5 постановления Правительства Москвы N245-ПП следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Результаты проведения такого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Сторонами не оспаривалось, что собственниками и нанимателями было реализовано право на выражение своего мнения о включении каждого из домов указанных в иске в проект Программы реновации способами предусмотренными положениями постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 года N 245-ПП.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части, относительно нарушения жилищных прав и прав собственности являются надуманными, поскольку само по себе включение дома в программу реновации, перехода прав собственности или пользования не предопределяет.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что особенностью владения имуществом в многоквартирном доме является необходимость подчинения собственника решению большинства. Принятие решения большинством голосов всех собственников и пользователей многоквартирных домов, включенных в перечень, представляет собой основанную на демократических принципах процедуру, не противоречащую принципам равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, которая является проявлением конституционного принципа равноправия.
Кроме того, ч. 2 ст. 3 Закона города Москвы N14 установлено, что на любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истцов в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам Мосгорсуда оснований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Епишкиной Т.П, Ефимовой К.А, Григорьева И.Г, Григорьевой Е.Г, Заубер А.В, Заубера В.В, Николенко Н.А, Ольшванга В.А, Петровой Е.В, Федорова Д.А, Юрчук Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.