Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, О.В. Гордеевой,
при секретаре Д.Б. Сангаджиевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Ломинского А.С. на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2017 года по делу по административному иску А.С. Ломинского о признании незаконным решения призывной комиссии района Кузьминки от 8 ноября 2017 годао призыве для прохождения военной службы, которым отказано в удовлетворении заявленных требований,
установила:
А.С. Ломинский обратился в суд с указанным выше административным иском. Свои доводы мотивировал незаконностью оспариваемого решения, ввиду обучения по очной форме по программе среднего профессионального образования, в связи с чем, по его мнению, имеет право на отсрочку.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2017 года постановлено в удовлетворении административного иска А.С. Ломинского отказать.
Об отмене указанного решения суда просит по доводам апелляционной жалобы А.С. Ломинский.
В заседании судебной коллегии представитель призывной комиссии района Кузьминки г. Москвы по доверенности А.П. Онофрей.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Так, из материалов дела следует, что А.С. Ломинский, 30 марта 1999 года рождения состоит на воинском учете в ОВК Кузьминского района с 3 февраля 2016 года.
Истец окончил общеобразовательное учреждение в июне 2017 года (11 классов).
Протоколом призывной комиссии Кузьминки г. Москвы N 4 от 26 апреля 2017 года А.С. Ломинскому предоставлена отсрочка до конца июня 2017 года. Возложена обязанность явиться в военный комиссариат 1 июня 2017 года.
Протоколом призывной комиссии Кузьминки г. Москвы N 14 от 5 июля 2017 года А.С. Ломинскому предоставлена отсрочка до октября 2017 года.
На основании приказа руководителя образовательного учреждения от 27 сентября 2017 года А.С. Ломинский поступил в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы Колледж связи N 54 имени П.М. Вострухина, имеющее государственную аккредитацию образовательной программы среднего профессионального образования. Срок окончания обучения 30 июня 2020 года (л.д. 23).
8 ноября 2017 года призывной комиссией района Кузьминки принято решение о призыве для прохождения военной службы А.С. Ломинского (л.д. 9).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался законностью принятия решения призывной комиссии района Кузьминки г. Москвы о призыве на военную службу, поскольку А.С. Ломинскому дважды была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данной позицией суда первой инстанции в связи со следующим.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного закона). Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ст. 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу положения п.п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в том числе:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
Кроме того, п.п. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает право на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, которые успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации, что позволяет таким лицам, в том числе если им в период получения среднего общего образования уже исполнилось 18 лет, поступить в образовательную организацию для получения по очной форме обучения среднего профессионального или высшего образования незамедлительно после получения среднего общего образования.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета.
Согласно абз. 10 п.п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением предоставляется гражданину только один раз, за исключением ряда случаев, в которых может быть предоставлена повторная отсрочка.
Так, в силу абзацев 11 и 12 данного подпункта граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в период освоения образовательных программ среднего общего образования, могут повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения по очной форме обучения на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, перечень которых установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и (или) отсрочкой от призыва на военную службу на период обучения по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета.
В то же время возможности использования указанными гражданами в качестве повторной отсрочки от призыва на военную службу предусмотренной абз. 3 п.п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования не предусмотрено.
Соответственно, использование гражданами отсрочки от призыва на военную службу в период обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в силу действующего правового регулирования системы отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, лишает их возможности воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, в которые они поступили в год получения среднего общего образования.
В связи с этим, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.05.2018 N 19-П "По делу о проверке конституционности абзацев 2, 3, 10 и 12 п.п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга" признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 43 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 59 (ч. 1 и 2), положения абзацев 2, 3 и 10 п.п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая основания, условия и порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые поступили на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования, тем обстоятельством, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования тех из них, кто освоил имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.
Учитывая, что административный истец подпадает под изложенные критерии, у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Судебная коллегия, с учетом требований вышеприведенных законоположений находит выводы суда первой инстанции необоснованными, в связи с чем считает решение призывной комиссии района Кузьминки ЮВАО г. Москвы от 8.11.2017 о призыве для прохождения военной службы А.С. Ломинского незаконным.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости отмены решения суда с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить административный иск А.С. Ломинского.
Признать незаконным решение призывной комиссии района Кузьминки ЮВАО г. Москвы от 8 ноября 2017 года о призыве на военную службу А.С. Ломинского.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.