Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре А.А. Куркиной, заслушав доклад судьи А.Н. Пономарёва, рассмотрела в открытом судебном заседании административно дело по частной жалобе представителя А.В. Вагиной - М.А. Меркуловой на определение Тверского районного суда г. Москвы от 22 мая 2018 года о прекращении производства по делу по административному иску А.В. Вагиной к Правительству г. Москвы о признании незаконным отказа Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы от 12 февраля 2018 года во внесении изменений в правила землепользования и застройки и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки г. Москвы, обязании Правительства г. Москвы внести указанные изменения
установила:
А.В. Вагина обратилась в суд с указанным выше административным иском, ссылаясь на нарушение её прав при рассмотрении обращения от 29 декабря 2017 года.
Определением Тверского районного суда г. Москвы от 22 мая 2018 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС Российской Федерации.
В частной жалобе представителя А.В. Вагиной - М.А. Меркуловой, действующей на основании доверенности от 1 марта 2018 года, ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного.
В заседании судебной коллегии А.В. Вагина доводы частной жалобы поддержала.
Представитель АО "Центр-Инвест" Д.С. Кучерявая, по доверенности от 28 декабря 2017 года, также просила определение суда отменить.
Представитель Правительства г. Москвы Е.Д. Горин, по доверенности от 28 июня 2018 года, полагал определение суда преждевременным.
Проверив материалы дела, выслушав А.В. Вагину, представителя Правительства г. Москвы, представителя АО "Центр-Инвест", обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Прекращая производство по делу, суд применительно к пункту 1 части 1 статьи 194, пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ исходил из того, что заявленные требования об обязании Правительства г. Москвы внести изменения в изданный им правовой акт - Постановление Правительства г. Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки г. Москвы" противоречат принципу разделения властей.
Однако приведённые судом нормы процессуального права не связывают обстоятельства, установленные в обжалуемом определении, с основаниями прекращения производства по делу.
Более того, вывод суда о том, что принцип разделения властей не допускает возможности возлагать в судебном порядке на Правительство г. Москвы обязанности внести изменения в свои правовые акты, свидетельствует о том, что суд разрешилспор по существу, потому что такой вывод мог быть сделан только в случае отказа в удовлетворении административного иска.
При новом рассмотрении дела суду следует установить обстоятельства, имеющие значение применительно к следующим нормам материального права.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением предусмотренных данным Кодексом случаев.
Из части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (часть 3 статьи 30 Градостроительного кодекса).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьёй 33 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 названного Кодекса).
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 названного Кодекса).
Глава местной администрации с учётом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 названного Кодекса).
С учётом установленных применительно к названным нормам права обстоятельствам спор должен быть рассмотрен по существу.
Руководствуясь статьёй 316, пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
определение Тверского районного суда г. Москвы от 22 мая 2018 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.