Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре М.В. Алексееве, с участием прокурора Ю.В. Вдовичева, рассмотрела по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу административного истца Ягупова И.П. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 18.03.2018 по делу по административному исковому заявлению Ягупова И.П. о признании незаконным решения Участковой избирательной комиссии N 2021 об отказе во включении в список избирателей И.П. Ягупова в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке N 2021 от 18.03.2018, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
И.П. Ягупов, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что 8.03.2018 он обратился на портал Госуслуг с заявлением о голосовании на выборах Президента РФ 18.03.2013 на избирательном участке N 2021 по адресу: г. Москва, Сумской пр-д, д. 12, корп. 6.
Утверждает, что результатом его обращения явилось отображение в личном кабинете записи: "Заявление находится в стадии обработки". Однако, впоследствии выяснилось, что произошел технический сбой, в связи с чем он обратился 17.03.2018, уже в УИК N 2021.
Выражая несогласие с решением УИК N 2021 об отказе во включении И.П. Ягупова в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке N 2021 от 18.03.2018, указывает на факт его своевременного обращения в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем полагает, что его требования подлежат удовлетворению.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 18 марта 2018 года: в удовлетворении административного иска И.П. Ягупова отказано.
В апелляционной жалобе И.П. Ягупова ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседание судебной коллегии лица участвующие в деле не явились.
Прокурор Ю.В. Вдовичев просил отказать в удовлетворении доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 17.03.2018 И.П. Ягупов обратился в УИК N 2021 с заявлением о включении его в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке N 2021.
18.03.2018 УИК N 2021 принято оспариваемое решение об отказе во включении в список избирателей по причине отсутствия сведений об обращении И.П. Ягупова через портал Госуслуг.
Решением УИК N 2021 от 18.03.2018 И.П. Ягупову отказано во включении в список избирателей избирательного участка N 2021 на основании непредоставления документов, подтверждающих обращение на портал Госуслуг. ( л.д. 4).
Суд, отказывая в удовлетворении административного иска, дал оценку всем названным в административном исковом заявлении И.П. Ягупова и пришел к выводу о законности решения участковой избирательной комиссии.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении требований административного иска, в силу следующего.
Согласно ч. 4.1 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в том числе может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче избирательными комиссиями. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке.
Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети "Интернет" в соответствии с порядком.
Постановлением ЦИК России от 1.11.2017 N 108/900-7 утвержден Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 указанного Порядка заявление может быть подано избирателями в пункты приема заявлений (далее - ППЗ), а именно: в любую территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК) за исключением ТИК, сформированных для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий (далее - УИК), сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях и за пределами территории Российской Федерации, - не ранее чем за 45 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник); в любую УИК на территории Российской Федерации, за исключением УИК, сформированных на избирательных участках, которые образованы в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - не ранее чем за 20 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник); в любую УИК, сформированную на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, - со дня, следующего за днем формирования УИК, и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) (при наличии соглашения между избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и уполномоченным МФЦ) - не ранее чем за 45 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник); в электронном виде через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) - не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее 24 часов по московскому времени за пять дней до дня голосования (понедельник).
П. 2.2 указанного Порядка предусмотрено, что избирательными комиссиями должен быть обеспечен прием заявлений избирателей в ТИК (УИК) в течение не менее четырех часов в День по графику, определенному избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования. В одном ППЗ может осуществляться прием заявлений избирателей несколькими УИК.
В соответствии с п. 2.3. Порядка ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, ТИК и УИК информируют избирателей о порядке и сроках подачи заявлений, а также о номерах телефонов, адресах соответствующих избирательных комиссий, графике их работы по приему заявлений, в том числе через официальные сайты избирательных комиссий в сети Интернет и через Информационно-справочный центр ЦИК России.
В силу положений п. 2.4. Порядка заявление подается избирателем в ТИК, УИК или через МФЦ лично на бумажном носителе при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление регистрируется в Журнале регистрации заявлений о голосовании по месту нахождения (далее - Журнал регистрации заявлений), форма которого приведена в приложении N 1 к Порядку. Ведение Журнала регистрации заявлений в МФЦ может осуществляться в электронном виде.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, И.П. Ягупов обратился лично с заявлением о включении его в список избирателей участка N 2021, только 17 марта 2018 года в 18 часов 5 минут, - за день до дня выборов Президента Российской Федерации, то есть с пропуском установленного законом срока.
Кроме того, суд также обоснованно указал на факт непредоставления доказательств того, что административным истцом до 14 часов дня, предшествующего дню голосования, было подано и удовлетворено заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения с использованием системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения избирательной комиссии.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о принятии судом решения при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 18 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.