Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 03 мая 2018г, которым постановлено: " Административное исковое заявление Погребняк О.Ф. об установлении кадастровой стоимости жилых помещений - квартир, равной их рыночной стоимости по состоянию на 15 января 2016 г, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость жилого помещения - квартиры общей площадью 1533,3 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости, равной 198250000 (сто девяносто восемь миллионов двести пятьдесят тысяч) руб. и определенной по состоянию на 15 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость жилого помещения - квартиры общей площадью 315,5 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости, равной 48957000 (сорок восемь миллионов девятьсот пятьдесят семь тысяч) руб. и определенной по состоянию на 15 января 2016 года.
Датой обращения Погребняк О.Ф. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости жилых помещений считать 29 декабря 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость жилых помещений с кадастровыми номерами ******, ****** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости жилых помещений с кадастровыми номерами ******, ****** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
УСТАНОВИЛА:
Погребняк О.Ф. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- жилого помещения - квартиры общей площадью 1533,3 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости, равной 167600000 руб. и определенной по состоянию на 15 января 2016 года;
- жилого помещения - квартиры общей площадью 315,5 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости, равной 35200000 руб. и определенной по состоянию на 15 января 2016 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником квартир и не согласен с кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество физических лиц. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 20 декабря 2017 г. N17-0214-О, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "БизнесПартнер". С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости жилых помещений, равной их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец Погребняк О.Ф. подал дополнительное административное исковое заявление, в котором просил у становить кадастровую стоимость:
- жилого помещения - квартиры общей площадью 1533,3 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости, равной 198250000 руб. и определенной по состоянию на 15 января 2016 года;
- жилого помещения - квартиры общей площадью 315,5 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости, равной 48957000 руб. и определенной по состоянию на 15 января 2016 года.
В судебное заседание административный истец Погребняк О.Ф. не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, его представитель Кобушкина Т.А, действующая по доверенности, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, дополнительное административное исковое заявление поддерживает.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Мясников И.И, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица ИФНС России N9 по г.Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности жилые помещения: квартира общей площадью 1533,3 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, и квартира общей площадью 315,5 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. С учетом изложенного и на основании статьи 399-401 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
П о сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве от 27 марта 2018 г. в отношении спорных жилых помещениях сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости только 15 января 2016 года. Кадастровая стоимость спорных жилых помещений определена по состоянию на 15 января 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" и составляет в отношении жилого помещения с кадастровым номером ****** в размере 681534585 руб. 04 коп, жилого помещения с кадастровым номером ****** в размере 140236197 руб. 47 коп.
При таких обстоятельствах, поскольку жилые помещения поставлены на государственный кадастровый учет только 15 января 2016 года, налоговая база в отношении данных жилых помещений определяется как их его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию 15 января 2016 года в соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса РФ, статьёй 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ. Соответственно датой определения кадастровой стоимости жилых помещений, равной их рыночной стоимости, является 15 января 2016 года.
Предъявляя требования о пересмотре кадастровой стоимости жилых помещений на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 15 января 2016 года, административный истец в обоснование заявленной рыночной стоимости ссылается на заключение оценочной судебной экспертизы от 12 мая 2017 года N3а-89/2017-Э, проведенной в рамках административного дела N3а-89/2017 экспертом общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" Ф.
Из материалов административного дела N3а-89/2017 по исковому заявлению Погребняк О.Ф. к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости квартир, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 15 января 2016 года, судом установлено, что предметом спора по данному административному делу являлись требования о пересмотре кадастровой стоимости жилых помещений - квартир с кадастровыми номерами ****** и ******, определенной по состоянию на 15 января 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", которая действовала в период до 31 декабря 2016 года. В рамках данного административного дела проведена оценочная судебная экспертиза. По заключению оценочной судебной экспертизы от 12 мая 2017 года N3а-89/2017-Э, подготовленной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" Федоровой Ю.М.:
- рыночная стоимость квартиры общей площадью 1533,3 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, по состоянию на 15 января 2016 года составляет 198250000 руб.;
- рыночная стоимость квартиры общей площадью 315,5 кв.м. с кадастровым номером ****** по адресу: ******, по состоянию на 15 января 2016 года составляет 48957000 руб.
Решением Московского городского суда от 17 июля 2017 г. по административному делу N***заключение оценочной судебной экспертизы от 12 мая 2017 года N3а-89/2017-Э признано надлежащим доказательством подтверждения рыночной стоимости по состоянию на 15 января 2016 года квартир с кадастровыми номерами ******, ******, выводы эксперта приняты судом и положены в основу судебного решения по данному административному делу.
Необходимо отметить, что при рассмотрении административного дела N3а-89/2017 и при рассмотрении настоящего административного дела участвуют те же стороны.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ о бстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства и руководствуясь частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд правомерно счел установленным размер рыночной стоимости по состоянию на 15 января 2016 года спорных жилых помещений: квартиры с кадастровым номером ****** в размере 198250000 руб.; квартиры с кадастровым номером ****** в размере 48957000 руб. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 17 июля 2017 г. по административному делу N3а-89/2017, не доказывается вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела.
На основании указанного решения административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ, и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере определенном решением Московского городского суда от 17 июля 2017 года.
В связи с чем, суд пришел к правильному выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной значению, указанному в решении Московского городского суда от 17 июля 2017 года.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость квартир должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы, положенной в основу принятого решения Московского городского суда 17.07.2017г.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из изложенного следует, что вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному административному делу установлены обстоятельства, которые являются предметом доказывания по настоящему административному делу.
Это обстоятельство имеет существенное значение для дела.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 03 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.