Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 17 апреля 2018г, которым постановлено: "Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "А сервис" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 76,6 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 8190000 (восемь миллионов сто девяносто тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 39,2 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 4190000 (четыре миллиона сто девяносто тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 82,7 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 8840000 (восемь миллионов восемьсот сорок тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 123,1 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 12880000 (двенадцать миллионов восемьсот восемьдесят тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 41,0 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 4380000 (четыре миллиона триста восемьдесят тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 78,2 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 8360000 (восемь миллионов триста шестьдесят тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "А сервис" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 20 декабря 2017г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами **************, **************, **************, **************, **************, ************** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами **************, **************, **************, **************, **************, ************** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "А сервис" обратилось 20 февраля 2018 г. в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 76,6 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 8190000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого помещения общей площадью 39,2 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 4190000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого помещения общей площадью 82,7 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 8840000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого помещения общей площадью 123,1 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 12880000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого помещения общей площадью 41,0 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 4380000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого помещения общей площадью 78,2 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, в размере его рыночной стоимости, равной 8360000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных нежилых помещений и не согласен с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 27 ноября 2017 г. N1996н-2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АДН Консалт-Международный центр оценки и финансовых консультаций". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 17 января 2018 г. N51-4918/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объектов недвижимости. С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "А сервис" - Новиков С.Ю, действующий по доверенности, поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Моисеев А.И, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности:
- нежилое помещение общей площадью 76,6 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************;
- нежилое помещение общей площадью 39,2 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, комната 3;
- нежилое помещение общей площадью 82,7 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, комната 4;
- нежилое помещение общей площадью 123,1 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, комната 5;
- нежилое помещение общей площадью 41,0 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************;
- нежилое помещение общей площадью 78,2 кв.м. с кадастровым номером ************** по адресу: **************, комната 7, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных спорных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ************** в размере 11878273 руб. 14 коп.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** в размере 6292059 руб. 42 коп.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** в размере 12773692 руб. 31 коп.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** в размере 18628292 руб. 15 коп.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** в размере 6565783 руб. 46 коп.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** в размере 12113481 руб. 07 коп.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 20 декабря 2017 года заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 17 января 2018 г. N51-4918/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объектов недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, административный истец представил суду отчет об оценке от 27 ноября 2017 г. N1996н-2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АДН Консалт-Международный центр оценки и финансовых консультаций". Согласно данному отчету рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого помещения с кадастровым номером ************** составляет 8190000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** составляет 4190000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** составляет 8840000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** составляет 12880000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** составляет 4380000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ************** составляет 8360000 руб.
В ходе рассмотрения дела от представителя административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы Моисеева А.И. поступило ходатайство о назначении по делу оценочной судебной экспертизы. Протокольным определением Московского городского суда от 17 апреля 2018 года отказано в удовлетворении данного ходатайства, поскольку административными ответчиками и заинтересованным лицом не предоставлены суду конкретные замечания, свидетельствующие о несоответствии предоставленного отчета об оценке от 27 ноября 2017 г. N1996н-2017, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АДН Консалт-Международный центр оценки и финансовых консультаций", т ребованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N611.
Из предоставленных письменных возражений усматривается, что административный ответчик Правительство Москвы и заинтересованное лицо Департамент городского имущества города Москвы указали на несоответствия предоставленного отчета об оценке от 27 ноября 2017 г. N1996н-2017 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилого здания должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному отчету об оценке у судебной коллегии не имеется.
Отчет выполнен в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Оценщиком в отчете дан ответ и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Представленные доказательства оценены судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях оценщиком при составлении отчета, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 17 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.