Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Лукашенко Н.И,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 16 апреля 2018 года, которым постановлено:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость помещений по адресу: ******* в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером *******0602 площадью 116 кв.м. в размере 28 380 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******8171 площадью 110,2 кв.м. в размере 27 830 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1151 площадью 123,2 кв.м. в размере 30 610 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1372 площадью 115,6 кв.м. в размере 27 610 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0866 площадью 116,4 кв.м. в размере 29 160 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1214 площадью 140,9 кв.м. в размере 33 510 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1270 площадью 138,9 кв.м. в размере 33 100 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1310 площадью 119,6 кв.м. в размере 29 850 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0962 площадью 117,8 кв.м. в размере 29 460 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0971 площадью 116,1 кв.м. в размере 29 100 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0672 площадью 114,7 кв.м. в размере 27 430 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0686 площадью 115 кв.м. в размере 28 860 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0347 площадью 124,7 кв.м. в размере 30 930 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0367 площадью 124,5 кв.м. в размере 30 890 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0790 площадью 119,2 кв.м. в размере 29 760 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0794 площадью 165 кв.м. в размере 39 270 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0838 площадью 164,6 кв.м. в размере 39 190 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1137 площадью 164,8 кв.м. в размере 39 230 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1172 площадью 165,5 кв.м. в размере 39 370 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1061 площадью 120,2 кв.м. в размере 29 970 000 руб,
- помещение с кадастровым номером *******11459 площадью 50,1 кв.м. в размере 14 286 366 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0668 площадью 59 кв.м. в размере 16 824 263 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0659 площадью 93,3 кв.м. в размере 26 303 323 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0648 площадью 58,8 кв.м. в размере 16 767 232 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0551 площадью 59,9 кв.м. в размере 17 080 904 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1117 площадью 63,2 кв.м. в размере 18 021 922 руб,
- помещение с кадастровым номером *******0353 площадью 80,9 кв.м. в размере 22 807 490 руб,
- помещение с кадастровым номером *******1056 площадью 64,6 кв.м. в размере 18 421 142 руб,
на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 сентября 2017 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
АО "ПРОМИНДУСТРИЯ АГ" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просило установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость расположенных по адресу: ******* помещений с кадастровыми номерами *******0602, *******8171, *******1151, *******1372, *******0866, *******1214, *******1270, *******1310, *******0962, *******0971, *******0672, *******0686, *******0347, *******0367, *******0790, *******0794, *******0838, *******1137, *******1172, *******1061, *******11459, *******0668, *******0659, *******0648, *******0551, *******1117, *******0353, *******1056.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с отзывом на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами: *******0602, *******8171, *******1151, *******1372, *******0866, *******1214, *******1270, *******1310, *******0962, *******0971, *******0672, *******0686, *******0347, *******0367, *******0790, *******0794, *******0838, *******1137, *******1172, *******1061, *******11459, *******0668, *******0659, *******0648, *******0551, *******1117, *******0353, *******1056, расположенные по адресу: *******.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость указанных выше помещений.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке.
Возражая п ротив удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Агентство Русспромоценка".
При этом экспертиза по ходатайству административного ответчика назначена в отношении 20 объектов, у которых отклонение рыночной стоимости, определенной оценщиком, от кадастровой стоимости, составляет более 10%, а именно: 25%.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 4812-ЗЭ/2018 от 07.03.2018г. рыночная стоимость указанных выше помещений определена на дату определения их кадастровой стоимости, т.е. по состоянию на 01 января 2016 года.
Исходя из положений Федерального от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта. В отношении помещений, по которым экспертиза назначена не была в связи с отсутствием ходатайства административного ответчика, не оспаривавшего рыночную стоимость помещений, отклонение которой от кадастровой стоимости составило 10%, кадастровая стоимость установлена в соответствии с отчетом об оценке ООО "ВОДЭП КОНСАЛТИНГ" N 22/08/2017 от 09.09.2017г, который в указанной части административным ответчиком не оспаривался.
Истец, согласившись с выводами эксперта, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной экспертизы.
Таким образом, по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость помещений по адресу: ******* подлежит установлению в следующем размере: в отношении помещения с кадастровым номером *******0602 площадью 116 кв.м. в размере 28 380 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******8171 площадью 110,2 кв.м. в размере 27 830 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1151 площадью 123,2 кв.м. в размере 30 610 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1372 площадью 115,6 кв.м. в размере 27 610 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0866 площадью 116,4 кв.м. в размере 29 160 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1214 площадью 140,9 кв.м. в размере 33 510 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1270 площадью 138,9 кв.м. в размере 33 100 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1310 площадью 119,6 кв.м. в размере 29 850 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0962 площадью 117,8 кв.м. в размере 29 460 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0971 площадью 116,1 кв.м. в размере 29 100 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0672 площадью 114,7 кв.м. в размере 27 430 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0686 площадью 115 кв.м. в размере 28 860 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0347 площадью 124,7 кв.м. в размере 30 930 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0367 площадью 124,5 кв.м. в размере 30 890 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0790 площадью 119,2 кв.м. в размере 29 760 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0794 площадью 165 кв.м. в размере 39 270 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0838 площадью 164,6 кв.м. в размере 39 190 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1137 площадью 164,8 кв.м. в размере 39 230 000 руб, в
отношении помещения с кадастровым номером *******1172 площадью 165,5 кв.м. в размере 39 370 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1061 площадью 120,2 кв.м. в размере 29 970 000 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******11459 площадью 50,1 кв.м. в размере 14 286 366 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0668 площадью 59 кв.м. в размере 16 824 263 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0659 площадью 93,3 кв.м. в размере 26 303 323 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0648 площадью 58,8 кв.м. в размере 16 767 232 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0551 площадью 59,9 кв.м. в размере 17 080 904 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1117 площадью 63,2 кв.м. в размере 18 021 922 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******0353 площадью 80,9 кв.м. в размере 22 807 490 руб, в отношении помещения с кадастровым номером *******1056 площадью 64,6 кв.м. в размере 18 421 142 руб.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Баталова И.С.
адм. дело N 33а-5818
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2018 года
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Лукашенко Н.И,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 16 апреля 2018 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.