Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составепредседательствующего Семченко А.В.,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 05 апреля 2018г, которым постановлено: "Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером ********** равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 52 975 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 декабря 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.",
УСТАНОВИЛА:
Мишин А.В, Мишина С.В. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером **********.
В административном исковом заявлении Мишин А.В, Мишина С.В. просят установить кадастровую стоимость квартиры в размере, равном её рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подготовленном ЗАО "ЛОГОС-ПРО", по состоянию на 1 января 2016 года, а именно в размере 49 963 556 рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками квартиры с кадастровым номером **********, кадастровая стоимость которой по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 81 164 992 рублей 63 копеек. Поскольку Мишин А.В, Мишина С.В. являются собственниками квартиры, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости квартиры ее рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административные истцы Мишин А.В, Мишина С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель административных истов Лукьянова М.Г. в судебном заседании поддержала изначально заявленные требования. Полагала необоснованными выводы, изложенные в заключении судебной оценочной экспертизы.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы,Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности по 1/2 доле каждому принадлежит квартира с кадастровым номером **********, расположенная по адресу: **********, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону, выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.
В отношении названной квартиры определена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года в размере 81 164 992 рублей 63 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 123).
В обоснование своих требований Мишин А.В, Мишина С.В. представили в суд отчет об оценке рыночной стоимости квартиры от 25 ноября 2017 года N 1112, подготовленный ЗАО "ЛОГОС-ПРО", в котором рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером ********** по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 49 963 556 рублей (т. 1, л.д. 25-62).
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и в целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного ответчика была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Гранд Реал".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости квартиры с кадастровым номером **********, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером **********по состоянию на 1 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 52 975 000 рублей.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость квартиры должна быть установлена в размере ее рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости квартиры в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 05 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.