Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в
составе председательствующего Семченко А.В,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 20 апреля 2018г, которым постановлено: "Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** по адресу: ********, в размере его рыночной стоимости, равной 617749000 (шестьсот семнадцать миллионов семьсот сорок девять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004 по адресу: ********, стр.1, в размере его рыночной стоимости, равной 6601000 (шесть миллионов шестьсот одна тысяча) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 по адресу: ********, стр.2, в размере его рыночной стоимости, равной 9173000 (девять миллионов сто семьдесят три тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 13 июня 2017 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами ********, ********:1004, ********:1005 для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ********, ********:1004, ********:1005 в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером ********:14 по адресу: ********, в размере его рыночной стоимости, равной 216129522 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года."
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** по адресу: ********, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 438902000 руб.;
- нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004 по адресу: ********, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 6996000 руб.;
- нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 по адресу: ********, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 5822000 руб.;
- земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером ********:14 по адресу: ********, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 216129522 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка и собственником нежилых зданий, не согласен с кадастровой стоимостью этих объектов недвижимости, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика арендной платы и налога на имущество организации. В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка предоставлен отчет об оценке от 27 февраля 2017 г. N1-1227-О/2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью". В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** предоставлен отчет об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС". В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилых зданий площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004, площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 предоставлен отчет об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-2, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС". С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий, равной их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость:
- нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** по адресу: ********, в размере его рыночной стоимости, равной 617749000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004 по адресу: ********, в размере его рыночной стоимости, равной 6601000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 по адресу: ********, в размере его рыночной стоимости, равной 9173000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером ********:14 по адресу: ********, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 216129522 руб.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" - Фещенко И.В, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему, письменных объяснениях, не согласна с заключением оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" Федоровой Ю.М, относительно определения размера рыночной стоимости земельного участка.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного Департамента городского имущества города Москвы - Апрелов С.А, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве, ИФНС России N15 по г.Мосве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности: нежилое здание площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** по адресу: ********; нежилое здание площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004 по адресу: ********, нежилое здание площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 по адресу: ********, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности и выписками из единого государственного реестра недвижимости (л.д.24-34 том 1). Также административный истец является арендатором земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером ********:14 по адресу: ********, на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от 24 июня 2004 г. NМ-02-022244 (л.д.6-19 том 1).
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого здания с кадастровым номером ******** в размере 917478646 руб. 18 коп.; нежилого здания с кадастровым номером ********:1004 в размере 9227056 руб. 75 коп.; нежилого здания с кадастровым номером ********:1005 в размере 16574642 руб. 72 коп. (л.д.35-37 том 1).
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером ********:14 по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 382126446 руб. (л.д. 23 том 1).
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости спорных нежилых зданий и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 13 июня 2017 года заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий. Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 4 июля 2017 г. N51-12266/2017, N51-12267/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости (л.д.38-45 том 1).
Также административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 19 мая 2017 года заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 15 июня 2017 г. N51-10291/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости (л.д.49-51 том 1).
В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка административный истец представил суду отчет об оценке от 27 февраля 2017 г. N1-1227-О/2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 216129522 руб. (л.д.52-274 том 1). На данный отчет оценщика предоставлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 4 мая 2017 г. N848/2017 (л.д.275-291 том 1).
В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** предоставлен отчет об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 438902000 руб. (л.д.1-211 том 2). На данный отчет оценщика предоставлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 3 июня 2017 г. N1048/2017/1 (л.д.212-228 том 3).
В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004 и нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 предоставлен отчет об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-2, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого здания с кадастровым номером ********:1004 составляет 6996000 руб, нежилого здания с кадастровым номером ********:1005 составляет 5822000 руб. (л.д.1-211 том 3). На данный отчет оценщика предоставлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 3 июня 2017 г. N1048/2017/2 (л.д.229-245 том 3).
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 14 сентября 2017 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" Федоровой Ю.М.:
- отчет об оценке от 27 февраля 2017 г. N81-1227-О/2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью", и отчеты об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, N127/2017-2, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки. Допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимого имущества;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** по адресу: ********, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 718588000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004 по адресу: ********, стр.1, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 8169000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 по адресу: ********, стр.2, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 11353000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером ********:14 по адресу: ********, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 417404000 руб. (л.д.7-183 том 4).
Поскольку при исследовании заключения оценочной судебной экспертизы и в ходе допроса эксперта установлено, что при проведении экспертизы не были учтены договоры аренды нежилых помещений спорных нежилых зданий, действовавших в юридически значимый период, ввиду их не предоставления административным истцом суду и эксперту, что могло повлиять на величину рыночной стоимости нежилых зданий, суд по ходатайству представителя административного истца и на основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ определением от 26 января 2018 г. назначил по административному делу дополнительную оценочную судебную экспертизу по вопросу определения рыночной стоимости спорных нежилых зданий по состоянию на 1 января 2016 года.
По заключению дополнительной оценочной судебной экспертизы от 23 марта 2018 года N3а-25/2018-Э/1, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" Ф..:
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** по адресу: ********, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 617749000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004 по адресу: ********, стр.1, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 6601000 руб.
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 по адресу: ********, стр.2, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 9173000 руб. (л.д.5-68 том 6).
Административный истец согласился с выводами дополнительной оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого административный истец подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых зданий в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, определенной в заключении дополнительной судебной экспертизы.
При этом административный истец не согласился с выводами первоначальной оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э относительно определения размера рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года, было заявлено ходатайство о проведении повторной оценочной судебной экспертизы. Протокольным определением суда от 26 января 2018 г. отказано в удовлетворении данного ходатайства, ввиду отсутствия правовых оснований для назначения повторной оценочной судебной экспертизы.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, допросив эксперта Федорову Ю.М, приходит к выводам, что:
- заключение оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э относительно признания отчета об оценке от 27 февраля 2017 г. N81-1227-О/2017, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью", и отчетов об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, N127/2017-2, подготовленных оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", не соответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки;
- заключение оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э относительно определения рыночной стоимости земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером ********:14 по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 417404000 руб.;
- заключение дополнительной оценочной судебной экспертизы от 23 марта 2018 года N3а-25/2018-Э/1 относительно определения рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером ******** в размере 617749000 руб.; нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером ********:1004 в размере 6601000 руб.; нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером ********:1005 в размере 9173000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должны быть установлены в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 20 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.