Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в
составе председательствующего Семченко А.В,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 16 мая 2018г, которым постановлено: "Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "КРИНУМ" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по г. Москве об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости равной рыночной нежилых зданий удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость равную рыночной на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки нежилых зданий:
с кадастровым номером *********, общей площадью 2109,3 кв.м, расположенный по адресу: г*********, в размере 229 250 170 (двести двадцать девять миллионов двести пятьдесят тысяч сто семьдесят) руб.;
с кадастровым номером *********, общей площадью 5119,2 кв.м, расположенный по адресу: *********, в размере 508 034 613 (пятьсот восемь миллионов тридцать четыре тысячи шестьсот тринадцать) руб.;
с кадастровым номером *********, общей площадью 8251,2 кв.м, расположенный по адресу: *********, в размере 818 854 944 (восемьсот восемнадцать миллионов восемьсот пятьдесят четыре тысячи девятьсот сорок четыре) руб.
Датой обращения закрытого акционерного общества "КРИНУМ" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является по нежилому зданию с кадастровым номером ********* является 13 марта 2017 года; с кадастровым номером ********* - 3 апреля 2017 года; с кадастровым номером ********* - 22 марта 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных нежилых зданий в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального Закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
установила:
закрытое акционерное общества "КРИНУМ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости равной рыночной нежилых зданий:
с кадастровым номером ********* общей площадью 2109,3 кв.м, расположенного по адресу: *********, в размере 168 838 265 руб.;
с кадастровым номером ********* общей площадью 5119,2 кв.м, расположенного по адресу: *********, в размере 449 607 000 руб.;
с кадастровым номером ********* общей площадью 8251,2 кв.м, расположенного по адресу: *********, в размере 577 694 974 руб.
В обосновании требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанных зданий и считает, что их кадастровая стоимость, значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как плательщика налога на имущество. В этой связи истец считает возможным воспользоваться своим правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой представлены отчеты об оценке NА-020/1, NА-020/2, подготовленные ООО "АЛГЕБРАИЛ", и отчет N2017-01/201, подготовленный ООО "Бюро оценки бизнеса".
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца заявленные требования уточнены, истец просит установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость равную рыночной указанных нежилых зданий на основании судебной экспертизы.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилых зданий:
с кадастровым номером ********* общей площадью 2109,3 кв.м, расположенного по адресу: *********;
с кадастровым номером ********* общей площадью 5119,2 кв.м, расположенного по адресу: *********;
с кадастровым номером ********* общей площадью 8251,2 кв.м, расположенного по адресу: *********.
Кадастровая стоимость указанных зданий на 01.01.2016 установлена постановлением Правительства Москвы постановлением Правительства Москвы N790-ПП от 29.11.2016 "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года".
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве по нежилому зданию с кадастровым номером ********* - 13 марта 2017 года; с кадастровым номером ********* - 3 апреля 2017 года; с кадастровым номером ********* - 22 марта 2017 года. Решениями Комиссии от 28 марта 2017 года, 20 апреля 2017 года, 11 апреля 2017 года, в удовлетворении заявлений отказано.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчеты об оценке NА-020/1, NА-020/2, подготовленные ООО "АЛГЕБРАИЛ", и отчет N2017-01/201, подготовленный ООО "Бюро оценки бизнеса", согласно которых рыночная стоимость нежилых зданий определена:
с кадастровым номером ********* общей площадью 2109,3 кв.м, расположенного по адресу: *********, в размере 168 838 265 руб.;
с кадастровым номером ********* общей площадью 5119,2 кв.м, расположенного по адресу: *********, в размере 449 607 000 руб.;
с кадастровым номером ********* общей площадью 8251,2 кв.м, расположенного по адресу: *********, в размере 577 694 974 руб.
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанные отчеты об оценке, по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, а также поставлен вопрос о соответствии отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено ООО "Центр независимой экспертизы собственности".
Согласно выводам судебной оценочной экспертизы, указанные выше отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Рыночная стоимость нежилых зданий определена:
с кадастровым номером *********, общей площадью 2109,3 кв.м, расположенного по адресу: г*********, в размере 229 250 170 руб.;
с кадастровым номером *********, общей площадью 5119,2 кв.м, расположенного по адресу: *********, в размере 508 034 613 руб.;
с кадастровым номером *********, общей площадью 8251,2 кв.м, расположенного по адресу: *********, в размере 818 854 944.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.