Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 16 мая 2018г, которым постановлено: "Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал, дом 3, стр.2 в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером **********:2162 в размере 17 970 068 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2183 в размере 47 507 288 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2180 в размере 9 173 517 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2174 в размере 65 578 600 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2187 в размере 83 009 258 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2181 в размере 40 583 038 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2173 в размере 24 249 104 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2177 в размере 50 106 987 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2176 в размере 8 288 711 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2164 в размере 7 997 300 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2168 в размере 47 171 134 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2163 в размере 6 628 594 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2169 в размере 61 826 386 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2161 в размере 75 590 044 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2175 в размере 36 153 141 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2182 в размере 21 085 532 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2178 в размере 4 902 538 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2151 в размере 157 284 667 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2167 в размере 24 598 037 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2166 в размере 81 515 836 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2165 в размере 61 507 129 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2184 в размере 48 875 337 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2186 в размере 60 323 643 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2170 в размере 60 586 779 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2185 в размере 131 194 976 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2172 в размере 54 344 054 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2160 в размере 51 433 523 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2191 в размере 21 875 871 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2171 в размере 24 951 926 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2179 в размере 3 721 993 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2157 в размере 16 514 662 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2156 в размере 12 758 365 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2190 в размере 24 492 284 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2159 в размере 94 809 374 руб.
Кадастровая стоимость установлена на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 октября 2017 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.",
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Гаретовская И.Н, Гаретовский А.Н, Голубев А.В, Голубева С.В, Калюжная Е.Ф, Корчмидт П.С, Малакаева Е.Л, Мефодьева И.В, Молокаев Л.Е, Тройнин Д.Е, Тройнин Е.Ю, Трубецкая Е.А, ООО "КВ-Групп", ООО "НОВОТЕК", ООО "ОЦКВ-3" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: г. Москва, ул. Крымский Вал, дом 3, строение 2 со следующими кадастровыми номерами: **********:2162, **********:2183, **********:2180, **********:2174, **********:2187, **********:2181, **********:2173, **********:2177, **********:2176, **********:2164, **********:2168, **********:2163, **********:2169, **********:2161, **********:2175, **********:2182, **********:2178, **********:2151, **********:2167, **********:2166, **********:2165, **********:2184, **********:2186, **********:2170, **********:2185, **********:2172, **********:2160, **********:2191, **********:2171, **********:2179, **********:2157, **********:2156, **********:2190, **********:2159. Требования заявлены об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, составленном ООО "Независимая экспертиза ХХ I век" N 042-Н-17.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений, несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости помещений их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога на имущество, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.
Кадастровая стоимость нежилых помещений, принадлежащих административным истцом, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП. Полагая ее завышенной, не соответствующей рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику для определения рыночной стоимости объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости. Рыночная стоимость объектов определена независимым оценщиком ООО "Независимая экспертиза ХХ I век" в отчете N 042-Н-17.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 31.10.2017г. заявление административных истцов было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истцов исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, определенном в заключении судебного эксперта.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Крымский Вал, дом 3, строение 2, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость нежилых помещений, принадлежащих административным истцам.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке, составленный ООО "Независимая экспертиза ХХ I век" N 042-Н-17. Данный отчет об оценке представлялся административными истцами в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 31.10.2017 заявление истцов о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных нежилых помещений и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 13 марта 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности. По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость нежилых помещений определена в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером **********:2162 в размере 17 970 068 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2183 в размере 47 507 288 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2180 в размере 9 173 517 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2174 в размере 65 578 600 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2187 в размере 83 009 258 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2181 в размере 40 583 038 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2173 в размере 24 249 104 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2177 в размере 50 106 987 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2176 в размере 8 288 711 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2164 в размере 7 997 300 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2168 в размере 47 171 134 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2163 в размере 6 628 594 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2169 в размере 61 826 386 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2161 в размере 75 590 044 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2175 в размере 36 153 141 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2182 в размере 21 085 532 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2178 в размере 4 902 538 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2151 в размере 157 284 667 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2167 в размере 24 598 037 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2166 в размере 81 515 836 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2165 в размере 61 507 129 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2184 в размере 48 875 337 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2186 в размере 60 323 643 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2170 в размере 60 586 779 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2185 в размере 131 194 976 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2172 в размере 54 344 054 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2160 в размере 51 433 523 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2191 в размере 21 875 871 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2171 в размере 24 951 926 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2179 в размере 3 721 993 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2157 в размере 16 514 662 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2156 в размере 12 758 365 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2190 в размере 24 492 284 руб.
- помещение с кадастровым номером **********:2159 в размере 94 809 374 руб.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выпискам о кадастровой стоимости.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.