Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1594/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 20590, 20591, 20598 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Пунктом 20590 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:09:0002006:1011 по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.110, стр.35.
Пунктом 20591 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:09:0002006:1037 по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.110.
Пунктом 20598 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:09:0002006:1063 по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.110, стр.31.
Пунктом 20600 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:09:0002006:1077 по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.110, стр.21.
Акционерное общество "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 20590, 20591, 20598, 20600 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых зданий и считает незаконным включение нежилых зданий в соответствующие пункты 20590, 20591, 20598, 20600 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, нарушающим права собственности административного истца. Поскольку указанные нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением Московского городского суда от 11 апреля 2018 г. прекращено производство по административному делу N3а-1594/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" к Правительству Москвы в части признания недействующим пункта 20600 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 г.
Таким образом, предметом рассмотрения настоящего административного дела является административное исковое заявление акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 20590, 20591, 20598 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" - Остроглазов К.А, действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Голубева Е.К, действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г..N64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилых зданий в целях делового, административного или коммерческого назначения. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию спорных нежилых зданий, по результатам которых составлены акты обследования от 22 мая 2017 года за N9091229/ОФИ, N9091230/ОФИ, N9091231/ОФИ, согласно которым здания и помещения в них фактически используются для размещения офисов свыше 20 % от общей площади здания. Доказательств обращения административного истца в Департамент экономической политики и развития города Москвы с заявлением о проведении повторных мероприятий по фактическому обследованию зданий, суду не предоставлено. Таким образом, акты обследования соответствует Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г..N257-ПП.
Административным истцом не предоставлены доказательства, объективно свидетельствующие об ином фактическом использовании зданий. На основании изложенного спорные здания правомерно включены в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, допросив свидетеля Богданова Ю.А, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, акционерное общество "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2018 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) а дминистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база, как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу принадлежат на праве собственности:
- нежилое здание общей площадью 7919,4 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0002006:1011 по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.110, стр.35, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Согласно кадастровому паспорту, техническому паспорту и экспликации к поэтажному плану здание имеет назначение: "административное здание", нежилые помещения в нем относятся к типу: "учрежденческие", имеют характеристику: "кабинет, подсобное помещение". Указанное нежилое здание расположено на земельном участке площадью 31356 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0002006:2337 по адресу: г.Москва, шоссе Дмитровское, вл.110, стр. 14, 16, 17, 35, с видом разрешенного использования: "эксплуатации для осуществления производственной и административно-хозяйственной деятельности";
- нежилое здание общей площадью 1830,5 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0002006:1037 по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.110, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Согласно кадастровому паспорту, техническому паспорту и экспликации к поэтажному плану здание имеет назначение: "проходная N1", нежилые помещения в нем относятся к типу: "учрежденческие", имеют характеристику: "кабинет, подсобное помещение". Указанное нежилое здание расположено на земельном участке площадью 34194 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0002006:2339 по адресу: г.Москва, шоссе Дмитровское, вл.110, вл.110, строен. 8, 9, 11,45, 77, 118, 122, 237, с видом разрешенного использования: "эксплуатации для осуществления производственной и административно-хозяйственной деятельности";
- нежилое здание общей площадью 2477,6 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0002006:1063 по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.110, стр.31, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Согласно кадастровому паспорту, техническому паспорту и экспликации к поэтажному плану здание имеет назначение: "учреждение", нежилые помещения в нем относятся к типу: "учрежденческие", имеют характеристику: "кабинет, подсобное помещение". Указанное нежилое здание расположено на земельном участке площадью 3417 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0002006:2330 по адресу: г.Москва, шоссе Дмитровское, вл.110, стр. 31, 63, с видом разрешенного использования: "эксплуатации для осуществления производственной и административно-хозяйственной деятельности".
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорные нежилые здании включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20 % общей площади здания используется для размещения офисов.
При этом фактическое использование нежилых зданий и помещений в нём для размещения офисов установлено Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее Госинспекция по недвижимости города Москвы) в результате проведенных мероприятий по обследованию спорных нежилых зданий и составленных актов обследования от 22 мая 2017 года за N9091229/ОФИ, N9091230/ОФИ, N9091231/ОФИ, согласно которым здания и помещения в них фактически используются для размещения офисов свыше 20 % от общей площади здания, в частности:
- согласно акту обследования от 22 мая 2017 года за N9091231/ОФИ, мероприятие проведено главными инспекторами Госинспекции по недвижимости города Москвы Богдановым Ю.А, Гончуковым Е.П. с доступом в здание и его помещения. Общая площадь нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002006:1011 составляет 7919,4 кв.м. и на 100% используется под размещение офисов. Вследствие этого на основании документов технического учета и визуального осмотра здания инспекторы Госинспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нём фактически используются для размещения офисов на 100 % от общей площади здания. К акту приложена фототаблица, на фотографиях изображены: фасад здания с вывесками "Отдел главного технолога", "профсоюзный комитет", "Отдел АСУП"; коридоры внутри здания, на дверях кабинетов таблички: "Бюро инструментального хозяйства", "КБ-5", "Бюро учета производства", "заместитель главного инженера", "канцелярия", "начальник отдела труда и заработной платы"; помещения кабинетов, с расположенными в них столами, оргтехникой, компьютерами;
- согласно акту обследования от 22 мая 2017 года за N9091229/ОФИ, мероприятие проведено главными инспекторами Госинспекции по недвижимости города Москвы Богдановым Ю.А, Гончуковым Е.П. с доступом в здание и его помещения. Общая площадь нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002006:1037 составляет 1831 кв.м. и на 100 % используется под размещение офисов. Вследствие этого на основании документов технического учета и визуального осмотра здания инспекторы Госинспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нём фактически используются для размещения офисов на 100 % от общей площади здания. К акту приложена фототаблица, на фотографиях изображены: фасад здания, коридоры с табличками на дверях "Бюро по оснащению РЛЛ", помещения кабинетов, с расположенными в них столами, оргтехникой, компьютерами;
- согласно акту обследования от 22 мая 2017 года за N9091230/ОФИ, мероприятие проведено главными инспекторами Госинспекции по недвижимости города Москвы Богдановым Ю.А, Гончуковым Е.П. с доступом в здание и его помещения. Общая площадь нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002006:1063 составляет 2477,6 кв.м, из них под размещение офисов фактически используются помещения площадью 2030,7 кв.м, что составляет 81,96 % от общей площади здания, остальная площадь используется по размещение технических помещений. Вследствие этого на основании документов технического учета и визуального осмотра здания инспекторы Госинспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нём фактически используются для размещения офисов на 81,96 % от общей площади здания. К акту приложена фототаблица, на фотографиях изображены: фасад здания, коридоры с табличками на дверях "заместитель начальника управления проектирования объектов НСОрВД", "секретариат СПКБ"; помещения кабинетов, с расположенными в них столами, оргтехникой, компьютерами.
Судом допрошен в качестве свидетеля главный инспектор Госинспекции по недвижимости города Москвы Богданов Ю.А, который суду показал, что производил совместно с главным инспектором Гончуковым Е.П. обследование нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:09:0002006:1011, 77:09:0002006:1037, 77:09:0002006:1063 с допуском в помещения здания. Все здания расположены на одной огороженной территории предприятия, который является режимным объектом, въезд на территорию осуществляется по пропускам. Территория организации очень большая, на ней располагаются четыре административных здания, а остальные производственные здания. Нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0002006:1011 является административным корпусом, помещения в здании используются под административные цели, поскольку в них расположены столы, компьютеры, оргтехника, в помещениях здания располагаются службы, отделы, управления организации. На первом этаже нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002006:1037 располагается проходная, а в остальных помещениях - кабинеты служб предприятия. В нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0002006:1063 располагаются отделы и административные службы предприятия, часть помещений являются техническими, их площадь составляет 18,04 %. В нежилых зданиях сторонних организаций на момент проведения осмотра не располагалось.
Оценивая акты Госинспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании зданий и нежилых помещений от 22 мая 2017 года за N9091229/ОФИ, N9091230/ОФИ, N9091231/ОФИ, в совокупности с приведенными показаниями свидетеля и другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
С учетом приведенных норм права Госинспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности. Вместе с тем, предоставленные суду акты обследования зданий и нежилых помещений от 22 мая 2017 года за N9091229/ОФИ, N9091230/ОФИ, N9091231/ОФИ не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, поскольку в них не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения под офисом понимается - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемое для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
При этом с учетом системного толкования положений подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и приведенных положений подпункта 4 пункта 1.4 П орядка определения вида фактического использования здания, офисные помещения предполагают их использование именно в целях делового, административного или коммерческого назначения. Таким образом, оборудованные помещения стационарными рабочими местами и оргтехникой, само по себе, не может свидетельствовать об использовании данного помещения в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Как следует из материалов дела, сведений технической документации на нежилые здания, выписок из Единого государственного реестра недвижимости, актов обследования зданий и нежилых помещений от 22 мая 2017 года за N9091229/ОФИ, N9091230/ОФИ, N9091231/ОФИ и показаний свидетеля, спорные нежилые здания расположены на нескольких земельных участках, которые предоставлены административному истцу для осуществления производственной и административно-хозяйственной деятельности. При этом площадь земельных участков представляет собой единую территорию Лианозовского электромеханического завода. На территории завода располагаются четыре административных здания, остальные являются производственными зданиями. Территория огорожена, предприятие является режимным объектом, вход (въезд) на территорию осуществляется по пропускам. Согласно уставу целью деятельности акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" является участие в обеспечении обороноспособности и безопасности Российской Федерации, развитие военно-технического сотрудничества; основными видами деятельности являются проектирование, разработка, производство, модернизация, ремонт, доработка, реализация радиолокационной техники, аппаратуры опознавания и другого радиоэлектронного и радиотехнического оборудования специального назначения для обороны России, и прочее.
Из содержания актов обследования усматривается, что в помещениях спорных нежилых зданий расположены административные службы, управления, различные отделы, администрация предприятия. Следовательно, спорные нежилые здания фактически используются административным истцом для размещения заводоуправления, административных служб, которые предназначены для функционирования единого производственного комплекса. Расположенные в зданиях административные службы не могут быть квалифицированы как самостоятельные хозяйствующие субъекты и рассматриваться в отрыве от всей производственной деятельности организации. Спорные нежилые здания составляют инфраструктуру промышленного предприятия, в них не располагаются сторонние организации.
На основании изложенного нежилые помещения в спорных зданиях не относятся к офисам, используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения, как это закреплено в пункте 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункте 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 2 ноября 2017 года по административному делу N3а-996/2017 признаны недействующими с 1 января 2017 года пункты 20097, 20098, 20105, 20107, 20111 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП. Указанным решением суда установлено, что нежилые здания с кадастровыми номерами 77:09:0002006:1011, 77:09:0002006:1037, 77:09:0002006:1063 не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вследствие этого включение указанных нежилых зданий соответственно в пункты 20097, 20098, 20105 является незаконным. Нежилые здания составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав в качестве заводоуправления.
При таких обстоятельствах не нашли своего подтверждения и являются необоснованными заключения инспекторов Государственной инспекции по недвижимости города Москвы в актах обследования от 22 мая 2017 года за N9091229/ОФИ, N9091230/ОФИ, N9091231/ОФИ о том, что спорные нежилые здания с кадастровыми номерами 77:09:0002006:1011, 77:09:0002006:1037, 77:09:0002006:1063 и нежилые помещения в них фактически используются для размещения офисов свыше 20% от общей площади здания.
Положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акты обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 22 мая 2017 года за N9091229/ОФИ, N9091230/ОФИ, N9091231/ОФИ ненадлежащими доказательствами, поскольку содержащиеся в них сведения и заключения не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в нежилых зданиях и их помещениях офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания не менее 20% общей площади здания на момент проведения Государственной инспекции по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём и на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суду не предоставлено. Тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП и утверждения оспариваемых пунктов 20590, 20591, 20598 п риложения 1, спорные нежилые здания с кадастровыми номерами 77:09:0002006:1011, 77:09:0002006:1037, 77:09:0002006:1063 не подпадали под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций".
С учетом изложенного оспариваемые пункты 20590, 20591, 20598 п риложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" не соответствует положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими пунктов 20590, 20591, 20598 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в том числе включены оспариваемые пункты в п риложение 1, вступает в силу с 1 января 2018 года. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими пункты 20590, 20591, 20598 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод".
Признать недействующими пункты 20590, 20591, 20598 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.