Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2487/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества "Проектный институт N2" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконными уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 9 января 2018 г. N51-06/2018, N51-07/2018, N51-08/2018, N51-09/2018, N51-10/2018, N51-11/2018, N51-12/2018, N51-13/2018, N51-14/2018, N51-15/2018 об отказе в принятии документов и заявлений об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, возложении обязанность рассмотреть заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Проектный институт N2" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором просит:
- признать незаконным и отменить уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 9 января 2018 г. N51-06/2018, N51-07/2018, N51-08/2018, N51-09/2018, N51-10/2018, N51-11/2018, N51-12/2018, N51-13/2018, N51-14/2018, N51-15/2018 об отказе в принятии документов и заявлений об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- возложить обязанность рассмотреть заявления акционерного общества "Проектный институт N2" от 11 декабря 2017 года вх. N176294/2017, N176298/2017, N176300/2017, N176302/2017, N176305/2017, N176307/2017, N176310/2017, N176312/2017, N176315/2017, N176317/2017, с дополнениями от 22 декабря 2017 г. вх. N176607/2017, N176695/2017, N176600/2017, N176591/2017, N176711/2017, N176641/2017, N176712/2017, N176717/2017, N176588/2017, N176592/2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами "... ", расположенных по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, дом 1, строение 1. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявления от 11 декабря 2017 года вх. N176294/2017, N176298/2017, N176300/2017, N176302/2017, N176305/2017, N176307/2017, N176310/2017, N176312/2017, N176315/2017, N176317/2017, с дополнениями от 22 декабря 2017 г. вх. N176607/2017, N176695/2017, N176600/2017, N176591/2017, N176711/2017, N176641/2017, N176712/2017, N176717/2017, N176588/2017, N176592/2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных нежилых помещений, с приложением необходимых документов. Однако уведомлениями секретаря комиссии от 9 января 2018 г. N51-06/2018, N51-07/2018, N51-08/2018, N51-09/2018, N51-10/2018, N51-11/2018, N51-12/2018, N51-13/2018, N51-14/2018, N51-15/2018 административному истцу отказано в принятии документов и заявлений об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, по мотиву нарушения требований к оформлению отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости в электронном виде, поскольку электронные документы не подписаны квалифицированной электронной подписью оценщика. Административный истец считает незаконными и подлежащими отмене указанные уведомления секретаря комиссии, поскольку положения Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не содержат требования по оформлению отчета в форме электронного документа, в том числе его подписания квалифицированной электронной подписью оценщика.
В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества "Проектный институт N2" - Гусинец С.А, действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве - Власов Д.Е, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, суду пояснил, что административному истцу было отказано в принятии заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку к заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости были приложены отчеты об оценке в форме электронного документа, не подписанные квалифицированной электронной подписью оценщика. Указанное обстоятельство в соответствии со статьями 11, 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является основанием к отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заинтересованные лица Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в том числе отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статей 6 и 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" отчет оценщика, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью оценщика.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, предусматривают, что е сли заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявления от 11 декабря 2017 года вх. N176294/2017, N176298/2017, N176300/2017, N176302/2017, N176305/2017, N176307/2017, N176310/2017, N176312/2017, N176315/2017, N176317/2017, с дополнениями от 22 декабря 2017 г. вх. N176607/2017, N176695/2017, N176600/2017, N176591/2017, N176711/2017, N176641/2017, N176712/2017, N176717/2017, N176588/2017, N176592/2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами "... ", расположенных по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, дом 1, строение 1, с приложением документов.
Уведомлениями секретаря комиссии от 9 января 2018 г. N51-06/2018, N51-07/2018, N51-08/2018, N51-09/2018, N51-10/2018, N51-11/2018, N51-12/2018, N51-13/2018, N51-14/2018, N51-15/2018 административному истцу отказано в принятии документов и заявлений об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости. В качестве оснований к отказу указаны следующие обстоятельства: "Нарушены требования к оформлению отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в электронном виде (электронный документ не подписан квалифицированной электронной подписью оценщика), которые предусмотрены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Из содержания заявлений административного истца от 11 декабря 2017 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, с учетом дополнений к ним от 22 декабря 2017 г, и уведомлений секретаря комиссии от 9 января 2018 г. усматривается, что к заявлениям были приложены отчеты об оценке в отношении спорных нежилых помещений на бумажном носителе и в форме электронного документа ( CD -диск). Однако отчеты об оценке в форме электронного документа не подписаны квалифицированной электронной подписью оценщика.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
При таких обстоятельствах административный истец не выполнил требования, предусмотренные положениями статей 11 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статей 6, 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", не приложил к заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений отчеты об оценке, составленные в форме электронного документа, подписанные квалифицированной электронной подписью оценщика.
Тогда как в силу статей 11, 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ з аявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости без приложения отчета об оценке, составленного в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью оценщика, к рассмотрению не принимается.
При этом суд учитывает положения статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", согласно которым информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, отчет об оценке, составленный в форме электронного документа, будет считаться равнозначным отчету об оценке на бумажном носителе, только в случае его подписания квалифицированной электронной подписью оценщика.
На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности отказов комиссии в принятии к рассмотрению заявлений административного истца о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений, оформленных уведомлениями секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 9 января 2018 г. N51-06/2018, N51-07/2018, N51-08/2018, N51-09/2018, N51-10/2018, N51-11/2018, N51-12/2018, N51-13/2018, N51-14/2018, N51-15/2018. Вследствие этого отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать акционерному обществу "Проектный институт N2" в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконными и отмене уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 9 января 2018 г. N51-06/2018, N51-07/2018, N51-08/2018, N51-09/2018, N51-10/2018, N51-11/2018, N51-12/2018, N51-13/2018, N51-14/2018, N51-15/2018 об отказе в принятии документов и заявлений об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости и возложении обязанности рассмотреть заявления акционерного общества "Проектный институт N2" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.