Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2819/2018 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконными и отмене уведомлений секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2018 года N51-2805/2018, N51-2806/2018, N51-2807/2018, N51-2808/2018, N51-2809/2018, N51-2810/2018, N51-2811/2018, N51-2812/2018, N51-2813/2018, N51-2814/2018, N51-2815/2018 об отказе в принятии документов и возложении обязанность рассмотреть по существу заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором просит:
- признать незаконным уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2018 года N51-2805/2018, N51-2806/2018, N51-2807/2018, N51-2808/2018, N51-2809/2018, N51-2810/2018, N51-2811/2018, N51-2812/2018, N51-2813/2018, N51-2814/2018, N51-2815/2018 об отказе в принятии заявлений Публичного акционерного общества "ЛУКОЙЛ" от 28 декабря 2017 г. вх. N180471/2017, N180473/2017, N180474/2017, N180479/2017, N180483/2017, N180486/2017, N180489/2017, N180490/2017, N180499/2017, N180813/2017, N180496/2017 о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года;
- возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность принять и рассмотреть по существу в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявления Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" от 25 декабря 2017 г. N08-13-675Л, N08-13-676Л, N08-13-677Л, N08-13-678Л, N08-13-679Л, N08-13-680Л, N08-13-681Л, N08-13-682Л, N08-13-683Л, N08-13-684Л, N08-13-685Л о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года;
- взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 22000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объектов капитального строительства - зданий с кадастровыми номерами ".."и арендатором земельных участков с кадастровыми номерами "..". С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявления от 25 декабря 2017 г..исходящие N08-13-675Л, N08-13-676Л, N08-13-677Л, N08-13-678Л, N08-13-679Л, N08-13-680Л, N08-13-681Л, N08-13-682Л, N08-13-683Л, N08-13-684Л, N08-13-685Л о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлениями секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2018 года N51-2805/2018, N51-2806/2018, N51-2807/2018, N51-2808/2018, N51-2809/2018, N51-2810/2018, N51-2811/2018, N51-2812/2018, N51-2813/2018, N51-2814/2018, N51-2815/2018 административному истцу отказано в принятии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, ввиду нарушения требования к оформлению отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости в электронном виде, поскольку электронный документ подписан недействительной квалифицированной электронной подписью оценщика. Административный истец считает незаконными и подлежащими отмене указанные уведомления административного ответчика, поскольку к заявлениям были приложены отчеты об оценке в форме электронного документа на CD - R диске, которые были подписаны действительной квалифицированной электронной подписью оценщика.
Указанное подтверждается заключениями закрытого акционерного общества "Удостоверяющий Центр" от 27 февраля 2018 г..N25732, N25733, от 12 марта 2018 г..N25735, N25736, N25737, N25738, N25739, N25740, N25741, N25742, N25743, N25744, N25745, N25746, N25747, N25748, N25749, N25750, N25751, N25752, N25753, N25754, N25755 о действительности квалифицированной электронной подписи отчетов оценщика.
В судебном заседании представитель административного истца Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" - Стародубцев М.Е, действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве - Скиперский А.С, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве. Также суду пояснил, что административный истец приложил к заявлениям отчеты об оценке в форме электронного документа на CD - R диске, которые были подписаны недействительной квалифицированной электронной подписью оценщика. Указанное в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является основанием для отказа в принятии заявления.
Представители заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, исследовав с участием специалиста Герасимова А.С. CD- R диск с файлами отчетов об оценке и файлами с электронными подписями оценщиков, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности объекты капитального строительства: нежилое здание с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Сретенский бульвар, дом 11; нежилое здание с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Сретенский бульвар, дом 9/2, стр.2, нежилое здание с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Уланский переулок, дом 4 стр.1, нежилое здание с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Уланский переулок, дом 5 стр.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Также административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Сретенский бульвар, вл.11; земельного участка с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Сретенский бульвар, вл. 9/2, стр.1, 2; земельного участка с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Уланский переулок, вл.4 стр.1; земельного участка с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Уланский переулок, вл.5 стр.1,2; земельного участка с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Покровский бульвар, вл.3, стр.1; земельного участка с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Покровский бульвар, вл.3, стр.1А; земельного участка с кадастровым номером ".."по адресу: г.Москва, Уланский переулок, вл.5-7, стр.2, вл.7-9, Костянский переулок, вл.6, стр.1, на основании договоров аренды земельного участка.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных нежилых зданий и плательщиком арендной платы за пользование земельными участками. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьёй 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ налоговая база в отношении нежилого здания и арендная плата за земельный участок определяются исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года налогового периода.
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790 и N791-ПП утверждена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, что подтверждается кадастровыми справками.
Административный истец не согласился кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года и обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлениями от 28 декабря 2017 г. входящие N180471/2017, N180473/2017, N180474/2017, N180479/2017, N180483/2017, N180486/2017, N180489/2017, N180490/2017, N180499/2017, N180813/2017, N180496/2017 (исходящие номера указанных заявлений от 25 декабря 2017 г. N08-13-675Л, N08-13-676Л, N08-13-677Л, N08-13-678Л, N08-13-679Л, N08-13-680Л, N08-13-681Л, N08-13-682Л, N08-13-683Л, N08-13-684Л, N08-13-685Л) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, с приложением необходимых документов.
Уведомлениями секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2018 года N51-2805/2018, N51-2806/2018, N51-2807/2018, N51-2808/2018, N51-2809/2018, N51-2810/2018, N51-2811/2018, N51-2812/2018, N51-2813/2018, N51-2814/2018, N51-2815/2018 административному истцу отказано в принятии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, ввиду нарушения требования к оформлению отчета об оценке рыночной стоимости в электронном виде, поскольку электронный документ подписан недействительной квалифицированной электронной подписью оценщиков С.В. Мельникова и Ю.В. Школьникова.
Данные уведомления отправлены административным ответчиком по почте 24 января 2018 года и получены административным истцом по почте 29 января 2018 г, что подтверждается почтовым конвертом и накладной по отправке почтовой корреспонденции. В суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве административный истец обратился 27 апреля 2018 года, то есть с соблюдением трехмесячного процессуального срока для обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Проверяя законность указанных отказов комиссии в принятии к рассмотрению заявлений административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, оформленных уведомлениями секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2018 года N51-2805/2018, N51-2806/2018, N51-2807/2018, N51-2808/2018, N51-2809/2018, N51-2810/2018, N51-2811/2018, N51-2812/2018, N51-2813/2018, N51-2814/2018, N51-2815/2018, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в том числе отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа. При этом в силу статей 6 и 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" отчет оценщика, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью оценщика.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течении семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
В ходе рассмотрения дела административный истец предоставил суду CD - R диск с файлами, на которых размещены отчеты об оценке от 27 ноября 2017 г. N30Н-17/1454, N31Н-17/1455, N32Н-17/1456, N33Н-17/1457, от 1 декабря 2017 г. N39Н-17/1463, N40Н-17/1464, N34Н-17/1458, N35Н-17/1459, от 4 декабря 2017 г. N38Н-17/1462, N37Н-17/1461, N36Н-17/1460; и к каждому отчету прилагаются отдельные файлы с электронными подписями оценщиков С.В. Мельникова и Ю.В. Школьникова, составивших и подписавших указанные отчеты об оценке.
Суд в порядке статьи 167 Кодекса административного судопроизводства РФ в присутствии представителей сторон и с привлечением специалиста в области информационной безопасности и электронной подписи А.С. Герасимова (диплом о профессиональной переподготовке ПП- I N509531 от 31 июля 2013 г, регистрационный номер 103/2013) исследовал предоставленный CD - R диск путем воспроизведения содержащихся на диске файлов. В ходе исследования судом установлено и не оспаривалось представителями сторон, что на CD - R диск содержится 11 папок, что соответствуют каждому спорному объекту недвижимости, в каждой папке расположены 2 файла:
- один файл с соответствующим отчетами об оценке от 27 ноября 2017 г. N30Н-17/1454, N31Н-17/1455, N32Н-17/1456, N33Н-17/1457, от 1 декабря 2017 г. N39Н-17/1463, N40Н-17/1464, N34Н-17/1458, N35Н-17/1459, от 4 декабря 2017 г. N38Н-17/1462, N37Н-17/1461, N36Н-17/1460, подготовленными оценщиками о бщества с ограниченной ответственностью "Национальное Агентство Оценки и Консалтинга" Мельниковым С.В. и Школьниковым Ю.В.;
- второй файл с квалифицированной электронной подписью оценщиков, составивших соответствующий отчет об оценке.
Судом исследовались все 11 папок и расположенные в них файлы. В ходе исследования файлов с квалифицированной электронной подписью оценщиков судом установлено, что все квалифицированные электронные подписи оценщиков С.В. Мельникова и Ю.В. Школьникова являются действительными. При этом дата создания файлов и соответственно дата простановки квалифицированной электронной подписи оценщиков соответствовали дате подписания отчетов об оценке спорных объектов недвижимости, изменения в них не вносились.
Кроме того, в подтверждение указанных обстоятельств также предоставлены заключения закрытого акционерного общества "Удостоверяющий Центр" от 27 февраля 2018 г. N25732, N25733, от 12 марта 2018 г. N25735, N25736, N25737, N25738, N25739, N25740, N25741, N25742, N25743, N25744, N25745, N25746, N25747, N25748, N25749, N25750, N25751, N25752, N25753, N25754, N25755 о действительности квалифицированной электронной подписи отчетов оценщиков. В дополнение по запросу суда закрытое акционерное общество "Удостоверяющий Центр" предоставило скриншоты страниц файлов, демонстрирующий порядок и результат проверки предоставленных файлов.
При таких обстоятельствах доводы административных ответчиков о том, что приложенные к заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости отчеты об оценке от 27 ноября 2017 г. N30Н-17/1454, N31Н-17/1455, N32Н-17/1456, N33Н-17/1457, от 1 декабря 2017 г. N39Н-17/1463, N40Н-17/1464, N34Н-17/1458, N35Н-17/1459, от 4 декабря 2017 г. N38Н-17/1462, N37Н-17/1461, N36Н-17/1460, подготовленные оценщиками о бщества с ограниченной ответственностью "Национальное Агентство Оценки и Консалтинга" Мельниковым С.В. и Школьниковым Ю.В. в электронном виде, подписаны недействительной квалифицированной электронной подписью оценщиков, не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами.
Положения статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" предусматривают, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Поскольку к заявлениям о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 28 декабря 2017 г. входящие N180471/2017, N180473/2017, N180474/2017, N180479/2017, N180483/2017, N180486/2017, N180489/2017, N180490/2017, N180499/2017, N180813/2017, N180496/2017 административным истцом были приложены все необходимые документы, предусмотренные статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, в том числе отчеты об оценке в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью оценщиков, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в принятии указанных заявлений о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявлений административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, оформленный уведомлениями секретаря комиссии от 15 января 2018 года N51-2805/2018, N51-2806/2018, N51-2807/2018, N51-2808/2018, N51-2809/2018, N51-2810/2018, N51-2811/2018, N51-2812/2018, N51-2813/2018, N51-2814/2018, N51-2815/2018, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, вследствие этого является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ п о результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, с уд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на к омиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявления административного истца от 28 декабря 2017 г. вх. N180471/2017, N180473/2017, N180474/2017, N180479/2017, N180483/2017, N180486/2017, N180489/2017, N180490/2017, N180499/2017, N180813/2017, N180496/2017 о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Ввиду удовлетворения административных исковых требований и на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
При этом суд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ считает необходимым возвратить административному истцу излишне уплаченную государственную пошлину для подачи административного искового заявления в размере 20000 руб. по платежному поручению N99 от 24 апреля 2018 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2018 года N51-2805/2018, N51-2806/2018, N51-2807/2018, N51-2808/2018, N51-2809/2018, N51-2810/2018, N51-2811/2018, N51-2812/2018, N51-2813/2018, N51-2814/2018, N51-2815/2018 об отказе в принятии заявлений Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" от 28 декабря 2017 г. вх. N180471/2017, N180473/2017, N180474/2017, N180479/2017, N180483/2017, N180486/2017, N180489/2017, N180490/2017, N180499/2017, N180813/2017, N180496/2017 о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявления Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" от 28 декабря 2017 г. вх. N180471/2017, N180473/2017, N180474/2017, N180479/2017, N180483/2017, N180486/2017, N180489/2017, N180490/2017, N180499/2017, N180813/2017, N180496/2017 о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" расходы на оплату государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) руб.
Возвратить Публичному акционерному обществу "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" излишне уплаченную государственную пошлину для подачи административного искового заявления в размере 20000 (двадцать тысяч) руб. по платежному поручению N99 от 24 апреля 2018 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.