Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2958/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 4626 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, с 1 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N61, а также размещен 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 3 постановления Правительства от 26 ноября 2015 г. N786-ПП данное постановление Правительства Москвы вступает в силу с 1 января 2016 г.
Пунктом 4626 п риложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 по адресу: г.Москва, ул. Скотопрогонная, д.35, строение 2.
Общество с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 4626 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, с 1 января 2016 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 по адресу: г..Москва, ул. Скотопрогонная, д.35, строение 2 Указанное нежилое здание включено в пункт 4626 Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 г, на основании статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г..N64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка. Административный истец считает, что нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено на земельном участке, не предполагающем размещение административно-деловых и торговых зданий. Спорное нежилое здание изначально располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:62 с адресным ориентиром: г..Москва, ул.Скотопрогонная, вл.35, с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.7/1.2.9/1.2.13)". Однако распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28 марта 2016 г..N6376 земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001008:62 был разделен на 7 участков в измененных границах.
Вследствие этого с 21 декабря 2016 года спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 стало располагаться на выделенном земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 по адресу: г..Москва, ул.Скотопрогонная, вл.35, стр.2, стр.32, стр.33, с видом разрешенного использования: "склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))". Указанный земельный участок находится в пользовании административного истца на основании договора аренды от 16 марта 2017 г..Установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:62 не в полной мере соответствует виду разрешенного использования 1.2.7 и безусловно не свидетельствует о том, что на земельном участке предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 21 декабря 2017 года по административному делу N3а-3111/2017 установлено, что виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001008:62 и 77:04:0001008:4552 безусловно не свидетельствует о том, что на земельных участках предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. По сведениям технической документации спорное нежилое здание имеет складское назначение. Согласно акту обследования Госинспекции по недвижимости города Москвы N9042932 от 15 июля 2014 года размер фактической площади спорного нежилого здания, используемый под размещение офисов, составляет 15% общей площади здания, под складские цели - 85% общей площади здания.
При таких обстоятельствах нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому включение нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 г, является незаконным, нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, возлагая обязанность уплачивать налог на имущество организации, исходя из кадастровой стоимости здания.
В судебном заседании представители административного истца общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" - Ушаков П.П, Егорова Т.В, действующие на основании доверенности и имеющие высшее юридическое образование, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы - Снегирева А.И, действующая на основании доверенностей и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в пункт 4626 Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 г, на основании статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г..N64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание. На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:62 с адресным ориентиром: г..Москва, ул.Скотопрогонная, вл.35, с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.7/1.2.9/1.2.13)". С 21 декабря 2016 года спорное нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 с видом разрешенного использования: "склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
Указанные виды разрешенного использования земельных участков позволяют размещать на нем здания административного и коммерческого назначения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для отнесения спорного нежилого здания к административно-деловому центру. На основании изложенного спорное здание правомерно включено в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителей административного истца, общество с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (соответственно до 2017 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 17941,5 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 по адресу: г.Москва, ул.Скотопрогонная, д.35, строение 2. По сведениям технической документации спорное трехэтажное нежилое здание имеет наименование - "склад", под складские цели предназначены помещения площадью 14996,3 кв.м, под учрежденческие цели помещения площадью 2667,1 кв.м, прочие - 278,1 кв.м. Необходимо отметить, что по своим техническим характеристикам большинство помещений в здании имеют высоту 415 см, 455 см, 479 см, что также указывает на складское назначение данных помещений (л.д.21-56 том 1).
Спорное нежилое здание изначально располагалось на земельном участке площадью 133834 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0001008:62 с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Скотопрогонная, вл.35.
2 ноября 2004 г. между Московским земельным комитетом и закрытым акционерным обществом "МОСТРАНССКЛАД" заключен договор NМ-04-507074 краткосрочной аренды земельного участка площадью 133834 кв.м.с кадастровым номером 77:04:0001008:62 с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Скотопрогонная, вл.35, по условиям которого земельный участок предоставлен в аренду для эксплуатаций зданий, строений и сооружений под складские цели. 16 марта 2006 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и административным истцом заключено соглашение NМ-04-507074/2 о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц от 2 ноября 2004 г. NМ-04-507074, по условиям которого земельный участок предоставлен административному истцу для осуществления эксплуатации зданий и строений под складские цели (л.д.57-76 том 1).
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 10 декабря 2012 г. N8871 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:62 установлен следующий вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.7/1.2.9/1.2.13)" (л.д.155-156 том 1).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28 марта 2016 г. N6376 земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001008:62 был разделен на 7 участков в измененных границах. В частности из земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:62 выделен земельный участок площадью 27305 +/-36 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 по адресу: г.Москва, ул.Скотопрогонная, вл.35, стр.2, стр.32, стр.33 Указанным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28 марта 2016 г. N6376 в отношении выделенного земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 установлен вид разрешенного использования: "склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))". Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости выделенный земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 поставлен на государственный кадастровый учет 21 декабря 2016 года (л.д.77-88, 98 том 1).
16 марта 2017 года между Департаментом городского имущества города Москвы и административным истцом заключен договор аренды земельного участка NМ-04-050358, по условиям которого административному истцу предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 27305 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 по адресу: г.Москва, ул.Скотопрогонная, вл.35, стр.2, стр.32, стр.33, для целей эксплуатации зданий под склады (л.д.89-102 том 1).
При таких обстоятельствах в юридически значимый период (на 26 ноября 2015 г.) спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:62 с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.7/1.2.9/1.2.13)". С 21 декабря 2016 года спорное нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 с видом разрешенного использования: "склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
Как следует из письменных возражений и пояснений представителя административного ответчика, спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 включено в оспариваемый пункт Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:62 и земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:4552.
Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта (на 26 ноября 2015 г.) и в юридически значимый период (2016 год) действовал Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, установленный постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названного постановления (в редакции действовавшей до 15 июня 2016 года) было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 признан утратившим силу с 30 октября 2017 года на основании п риказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N470).
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. N 39, были определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Впоследствии постановление м Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП. Так положения пункта 3.2 постановлени Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП (в новой редакции действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.4. "магазины" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
- к коду вида разрешенного использования 4.9 "обслуживание автотранспорта" отнесено: размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1;
- к коду вида разрешенного использования 6.0 "производственная деятельность" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом;
- к коду вида разрешенного использования 6.9 "склады" отнесено: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Из приведенных норм права следует, что установленный в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:62 вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.7/1.2.9/1.2.13)", несмотря на указание в нем кода "1.2.7", не соответствовал коду 1.2.7- "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", и коду 1.2.5 - "з емельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", утвержденным п риказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39. Также данный вид разрешенного использования земельного участка не подпадает и под код вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.6. "общественное питание", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N540.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:62 однозначно не свидетельствует о том, что на нем возможно расположение зданий, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Необходимо отметить, что установленный в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 (на котором с 21 декабря 2016 года расположено спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053) вид разрешенного использования: "склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))", также не свидетельствует о возможности расположения на нём зданий, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Код вида разрешенного использования 1.2.9 и 6.9 не предполагает возможность размещения на земельном участке административно-деловых центров.
При этом суд учитывает, что сп орное нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 по своему назначению и по фактическому использованию не может быть отнесено к зданиям, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, по следующим обстоятельствам.
Как указывалось выше, по техническим характеристикам нежилое здание предназначено для использования под складские цели.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию спорного нежилого здания, по результатам которых составлены:
- акт обследования N9042932 от 15 июля 2014 года фактического использования зданий и помещений, согласно которому размер фактической площади спорного нежилого здания, используемый под размещение офисов, составляет 15% общей площади здания, под складские цели - 85% общей площади здания. С учетом изложенного, инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нём фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту приложены фотографии помещений здания, из которых усматривается, что в большей части помещения используются под складские цели;
- акт обследования N9041136/ОФИ от 3 марта 2017 года фактического использования зданий и помещений, согласно которому размер фактической площади спорного нежилого здания, используемый под размещение офисов, составляет 14,87% общей площади здания, под складские цели, не связанные с торговлей, - 85,13% общей площади здания. С учетом изложенного, инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нём фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту приложены фотографии помещений здания, из которых усматривается, что в большей части помещения используются под складские цели, в других нежилых помещениях размещены администрация, бухгалтерия, юридический отдел, технические службы организации.
При таких обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001008:62, земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001008:4552 и нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций". Вследствие этого отсутствуют правовые основания для включения нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0001008:1053 в оспариваемый пункт приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующим пункта 4626 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в том числе включен оспариваемый пункт 4626 в п риложение 1, вступает в силу с 1 января 2016 года и действует по 31 декабря 2016 г.
В результате последующих изменений, внесенных постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, оспариваемый пункт 4626 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, не подлежит применению с 1 января 2017 г.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующим пункт 4626 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, с 1 января 2016 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 4626 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, с 1 января 2016 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 6 августа 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.