Московский городской суд в составе председательствующего судьи Грицких Е.А.
с участием прокурора фио
при секретаре Габо А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3297/2018 по административному исковому заявлению фио к Московской городской избирательной комиссии об оспаривании решений Московской городской избирательной комиссии,
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 02 июня 2018 года N52 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" на 09 сентября 2018 года назначены выборы Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 04 июня 2018 года N57/2 "О количестве подписей депутатов представительных органов местного самоуправления в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы" определено, что в поддержку кандидата на должность Мэра Москвы должны быть собраны 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 07 июля 2018 года N64/4 "О кандидатах на должность Мэра Москвы" отказано в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы фио (пункт 2), в связи с несоответствием количества представленных фио в поддержку своего выдвижения подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, собранных в 63 муниципальных образованиях, требованиям части 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы и пункту 5.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
фио обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии от 4 июня 2018 года N 57/2 и пункта 2 решения Московской городской избирательной комиссии от 07 июля 2018 года N 64/4 в части отказа в регистрации его в качестве кандидата на должность Мэра Москвы, просил определить способ восстановления своих нарушенных прав, свобод и законных интересов в виде регистрации фио в качестве кандидата на должность Мэра Москвы.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на невозможность сбора достаточного количества подписей депутатов представительных органов местного самоуправления в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы и необходимость применения норм Избирательного кодекса города Москвы с учетом толкования, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, изложенного в постановлении от 24 декабря 2012 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", в соответствии с которым законодатель субъекта Российской Федерации обязан устанавливать число лиц, необходимое для подтверждения поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), с учетом конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации.
По мнению истца, при определении числа лиц, необходимого для поддержки выдвижения кандидата, субъекты Российской Федерации, руководствуясь конституционными принципами демократии, политического многообразия, многопартийности, а также равенства избирательных прав (статья 1, часть 1; статья 13, части 1 и 3; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), должны исходить из необходимости обеспечения надлежащих гарантий избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на альтернативной основе и в условиях реальной политической конкуренции.
Вместе с тем, обжалуемые решения Московской городской избирательной комиссии не учитывают конкретных условий развития партийно-политических отношений в субъекте Российской Федерации - городе Москве, создают искусственные препятствия выдвижению кандидатов и предполагают произвольное исключение из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции. Вопреки требованиям Конституционного Суда учитывать конкретные условия развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации, подписи от представителей партии Единая Россия получили кандидаты, выдвинутые от политических сил, имеющих меньшинство в муниципальных представительных органах, и не получил кандидат, представляющий вторую по величине политическую силу.
Административный истец фио в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат фио поддержал заявленные требования по доводам письменных пояснений, пояснил, что на выборах депутатов муниципальных округов (депутатов органов местного самоуправления) в городе Москве 10 сентября 2017 года из 1502 мандатов партия Единая Россия получила 1153 мандата, партия Яблоко ? 176 мандатов, КПРФ ? 44 мандата, партия Справедливая Россия ? 10 мандатов, Партия Роста ? 5 мандатов, ЛДПР ? 4 мандата, ПАРНАС ? 2 мандата. Самовыдвиженцы получили 108 мандатов. При этом кандидаты от сформированной фио коалиции "Объединённые демократы" получили в общей сложности 219 мандатов и стали второй по величине политической силой в субъекте. При таких условиях исполнение требований закона о необходимой поддержке кандидата на соответствующую должность выборными лицами местного самоуправления невозможно без предоставления подписей партии Единая Россия, имеющей абсолютное большинство мандатов в Москве.
Представитель административного ответчика Московской городской избирательной комиссии по доверенности фио возражал против удовлетворения административного иска, полагая его необоснованным, а установление необходимого количества подписей для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы и отказ в регистрации кандидата фио - правомерными, поскольку решения были вынесены в соответствии с требованиями закона, в свою очередь административный истец не выполнил в установленный законом срок возложенные на него обязанности по предоставлению документов, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы.
Выслушав объяснения представителя административного истца фио - адвоката фио, представителя административного ответчика по доверенности фио, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора фио, полагавшего, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, и судебные прения, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 17 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ в пункте 3 статьи 18 установлено, что выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (абзац восьмой). В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации (абзац девятый). Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения (абзац тринадцатый). Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления (абзац четырнадцатый).
Частью 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы в соответствии с положениями федерального законодательства, предусмотрена необходимость сбора подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на должность мэра Москвы. Количество подписей составляет 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Мэра Москвы, и числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц).
Согласно оспариваемому решению Московской городской избирательной комиссии от 04.06.2018 N 57/2 количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в Мэры, составляет 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы.
Согласно преамбуле Закона г. Москвы от 15.10.2003 N 59 (ред. от 26.06.2013) "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве" в соответствии с Уставом города Москвы внутригородских муниципальных образований в городе Москве 146.
Учитывая положения п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, части 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы ? от общего числа внутригородских муниципальных образований составляет с учетом округления 110.
Таким образом, оспариваемым решением Московской городской избирательной от 04.06.2018 N 57/2 установлено количество подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, которые необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы, а также определено минимальное количество муниципальных образований, находящихся на территории города Москвы, в которых необходимо получить указанные голоса, в полном соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
Порядок принятия решения Московской городской избирательной комиссией соблюден, оспариваемое постановление принято правомочным составом, что не оспаривалось административным истцом.
В отношении требования о признании незаконным решения от 07.07.2018 N 64/4 в части п.2 об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, представителем административного истца в судебном заседании не отрицалось и подтверждено материалами дела то обстоятельство, что для регистрации кандидата фио на должность Мэра Москвы в Московскую городскую избирательную комиссию было представлено 63 подписи депутатов представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом подпунктом д.1 п.24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в п. 5.1 ч. 20 адресст. 37 Избирательного кодекса города Москвы.
В связи с тем, что административным истцом было представлено в Московскую городскую избирательную комиссию недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в свою поддержку, решение от 07.07.2018 N 64/4 в части отказа в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы фио является законным и обоснованным.
Порядок принятия решения Московской городской избирательной комиссией соблюден, оспариваемое постановление принято правомочным составом, что не оспаривалось административным истцом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку решения Московской городской избирательной комиссии от 04.06.2018 N 57/2 и от 07.07.2018 N 64/4 в части пункта 2 (отказ в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы фио) являются законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением требований федерального и регионального законодательства, основаны на документах, представленных кандидатом на должность Мэра Москвы в Московскую избирательную комиссию, избирательные права и законные интересы административного истца не нарушают.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд также исходит из того, что регистрация кандидата на основании представленных не в полном объеме документов будет свидетельствовать о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и нарушении закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Оценивая доводы административного иска в части указания на позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в постановлении от 24.12.2012 N 32-П, суд не может принять ее во внимание по следующим основаниям.
Своим решением Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации положения абзацев восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого и шестнадцатого пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также пунктов 17 - 20 статьи 37 и подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти законоположения предполагают обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5 процентов установленное законом субъекта Российской Федерации число подписей.
Анализ указанного положения позволяет сделать вывод, что
законодательно установленные требования не должны использоваться ни в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определенную политическую силу, ни для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции. Иное нарушало бы принципы демократии, политического многообразия и многопартийности, из которых следует недопустимость монополизации власти и необходимость существования оппозиции, а также принцип равноправия.
При этом обязанность при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации возложена на законодателя субъекта Российской Федерации. Московская городская избирательная комиссия как орган, который не осуществляет государственную власть как таковую (законодательную, исполнительную или судебную), но реализует государственные функции и входит в единый механизм государственного управления, лишена возможности учета политической ситуации при установлении количества подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, необходимых для сбора в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы.
В свою очередь необходимо отметить, что доводы административного истца основаны на свободном толковании приведенных положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24.12.2012 N 32-П.
Из пунктов 2.3, 3, 3.1, 3.2 указанного постановления следует, что при установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей; к таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан и нарушающее равенство общественных объединений перед законом (Постановления от 17 ноября 1998 г. N 26-П и от 11 июня 2002 г. N 10-П, Определения от 25 марта 1999 г. N 32-О, от 6 июля 2010 г. N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 г. N 202-О-О и др.).
Будучи этапом избирательного процесса, сбор подписей определенного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством числа выборных лиц местного самоуправления является обязательным условием регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвинутого как политической партией, так и в порядке самовыдвижения, и как таковой, безусловно, расширяет возможности представительства в этом процессе иных политических сил.
Поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем, прежде всего, факт наличия у него - как облеченного в результате избрания доверием населения муниципального образования - публично-правового статуса, свидетельствующего не только о личных характеристиках, политическом и жизненном опыте выборного лица местного самоуправления, но и о его определенной интегрированности в политическую систему общества (неважно, на стороне власти или системной, действующей парламентскими методами оппозиции). Соответственно, такая поддержка означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.
Введение в правовое регулирование требования получения поддержки именно со стороны депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации (учитывая, что поддержка депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах их глав должна составлять от 5 до 10 процентов от общего объема поддержки кандидата) не является избыточным в действующем механизме выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), повышая одновременно интерес к муниципальным выборам, функционированию системы органов местного самоуправления, стимулируя тем самым укрепление демократических основ российской государственности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-179, 244 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления фио к Московской городской избирательной комиссии о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии N57/2 от 04 июня 2018 года "О количестве подписей депутатов представительных органов местного самоуправления в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы", пункта 2 решения Московской городской избирательной комиссии N64/4 от 07 июля 2018 года "О кандидатах на должность Мэра Москвы", восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов фио путем его регистрации в качестве кандидата на должность Мэра Москвы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Грицких
Решение в окончательной форме изготовлено 23.07.2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.