Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу заместителя директора (по безопасности) государственного бюджетного учреждения города Москвы "Гормост" Воропаева В***А*** на вступившие в законную силу постановление N ***государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 22 августа 2017 года, решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 25 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 08 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0041/1000/0663 государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 22 августа 2017 года заместитель директора (по безопасности) государственного бюджетного учреждения города Москвы "Гормост" (далее ГБУ г. Москвы "Гормост") Воропаев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 25 октября 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Воропаева В.А. без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 08 декабря 2017 года постановление N 0041/1000/0663 государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 22 августа 2017 года и решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 25 октября 2017 года оставлены без изменения, жалоба Воропаева В.А. без удовлетворения.
В настоящей жалобе Воропаев В.А, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие объективной возможности провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности ввиду недостаточного финансирования бюджетного учреждения, при этом все возможные меры по обеспечению транспортной безопасности были им предприняты, что подтверждается обращениями начальника УФСБ России по г. Москве и Московской области к мэру Москвы по вопросу необходимости принятия мер по реализации планов обеспечения безопасности на ОТИ ГБУ "Гормост"; допущенное нарушение правил территориальной подсудности при рассмотрении дела должностным лицом; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока без надлежащего извещения Воропаева В.А.; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В силу части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Из пункта 6 статьи 3 Закона о транспортной безопасности следует, что основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о транспортной безопасности одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 N 924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различныхкатегорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесению изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее Требования).
Согласно п.п. 14, 22 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана объекта транспортной инфраструктуры с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры (нескольких объектов транспортной инфраструктуры) I и II категорий и не менее одного раз в 2 года для объектов транспортной инфраструктуры III категории; определять помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункты управления обеспечением транспортной безопасности) в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры и оснащать пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры I, II и III категорий, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Как следует из материалов дела 22 июня 2017 года прокуратурой ЗАО г. Москвы проведена проверка соблюдения федерального законодательства о транспортной безопасности на объектах ГБУ г. Москвы "Гормост", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхний Золоторожский пер, д. 5, стр. 3, а именно: мост Новоарбатский (реестровый номер ***) и мост Бородинский (реестровый номер ***), в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно: в нарушение п.п. 14 п. 6 Требований не проводятся как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана объекта транспортной инфраструктуры; в нарушение п.п. 22 п. 6 Требований не определены помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункты управления обеспечением транспортной безопасности) в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры и оснащать пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры I, II и III категорий, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие на Новоарбатском и Бородинском мостах.
Приказами руководителя ГБУ г. Москвы "Гормост" от 11.10.2012 года N*** и от 29.11.2016 года *** на должность заместителя руководителя (по безопасности), ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ГБУ г. Москвы "Гормост" назначен Воропаев В.А.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения в отношении заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, на основании которого постановлением государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 22 августа 2017 года Воропаев В.А. привлечен к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; должностной инструкцией заместителя руководителя по безопасности Воропаева В.А.; актом проверки; приказом N 917\1 от 07.06.2016 о назначении должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности; отчетом об оценке уязвимости объекта транспортной безопасности; устными показаниями инспектора Ространснадзора Б*** Ю.В, полученными судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы и другими материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями нижестоящих судебных инстанций на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что не проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности обусловлено недостаточным финансированием бюджетного учреждения не свидетельствует об отсутствии в действиях заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, поскольку данное обстоятельство не освобождает от выполнения требований транспортной безопасности, направленных на обеспечение антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов транспортной инфраструктуры, неисполнение которых делает возможным совершение действий, в том числе, террористического характера.
Кроме того, меры по обеспечению соблюдения требований транспортной безопасности должны осуществляться не разовым порядком, а постоянно на регулярной основе, в связи с чем, вопросы, связанные с их финансированием, подлежат заблаговременному планированию.
Приложенные заявителем к жалобе на постановление должностного лица обращения начальника Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области к мэру города Москвы обоснованно не приняты во внимание судебными инстанциями, поскольку не свидетельствуют о принятии должностным лицом ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаевым В.А. заблаговременных и исчерпывающих мер для недопущения вменяемого нарушения и получения соответствующего финансирования.
Ссылка в жалобе на нарушение срока составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении также не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Как следует из ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 данного Кодекса ( часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).
Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Учитывая, что данный срок не является пресекательным, само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении либо вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом либо постановлением подтверждается факт правонарушения, и они составлены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае после проведения 22.06.2017 проверки и выявления нарушений транспортной безопасности прокурором ЗАО города Москвы 07 августа 2017 года вынесено постановление о возбуждении данного дела об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, в связи с чем, нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении является несущественным и не влияет на его доказательственную оценку.
Вопреки доводу жалобы уведомление о вынесении указанного выше постановления 07 августа 2017 года было направлено должностным лицом 31.07.2017 в адрес ГБУ г. Москвы "Гормост", о чем свидетельствует отметка о получении указанного документа канцелярией ГБУ "Гормост" (л.д. 36). Сам Воропаев В.А. присутствовал при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ права Воропаеву В.А. разъяснены, копия постановления вручена, что подтверждается личной подписью последнего (л.д. 37).
Утверждение в жалобе о допущенном нарушении правил территориальной подсудности должностным лицом при рассмотрении дела является необоснованным.
Согласно части 1 статьи 23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Приказом Ространснадзора от 11.08.2014 N АК-803фс утверждено Положение об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Согласно п. 1.1 Положения управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Центрального федерального округа (Белгородская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва) (далее - поднадзорная территория, включая воздушное пространство в пределах зоны ответственности Московской зоны ЕС ОрВД).
Таким образом, постановление N 0041/1000/0663 государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 22 августа 2017 года вынесено уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего надзор за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Центрального федерального округа, к территории которого относится адрес места совершения правонарушения.
Изучение материалов дела свидетельствует, что при рассмотрении дела должностное лицо и судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Бремя доказывания должностным лицом и судебными инстанциями распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А, по делу не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено заместителю руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления N 0041/1000/0663 государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 22 августа 2017 года, из текста которого усматривается, что в действиях заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. установлены нарушения пп. 14 и 22 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", которые постановлением прокурора ЗАО г. Москвы от 07.08.2017 г. ему в вину не вменялись.
В то же время выявленные в результате прокурорской проверки нарушения пп. 14, 22 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесению изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 N 924, нашли свое отражение в обжалуемом постановлении должностного лица при описании обстоятельств события правонарушения, в совершении которого заместитель руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаев В.А. признан виновным, и которое охватывается диспозицией ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, являющейся бланкетной и отсылающей к нормативным правовым актам, содержащим требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта и категориям объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, неверное указание должностным лицом нормативного акта, касающегося соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, вместо объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в данном конкретном случае не повлияло на правильность вывода должностного лица о наличии в действиях заместителя руководителя (по безопасности) ГБУ г. Москвы "Гормост" Воропаева В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 0041/1000/0663 государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 22 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении заместителя директора (по безопасности) государственного бюджетного учреждения города Москвы "Гормост" Воропаева Владимира Александровича изменить, исключив из него указание на допущенные заместителем директора (по безопасности) государственного бюджетного учреждения города Москвы "Гормост" Воропаевым В.А. нарушения пп. 14 и 22 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта"; в остальной части постановление оставить без изменения.
Решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 25 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 08 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении заместителя директора (по безопасности) государственного бюджетного учреждения города Москвы "Гормост" Воропаева Владимира Александровича оставить без изменения, жалобу Воропаева В.А. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.