Судья Московского городского суда Лукьяненко О.А., изучив кассационную жалобу Стадник М.И., поступившую в суд кассационной инстанции согласно штампу отдела делопроизводства Московского городского суда 09.07.2018 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.04.2018 г. по гражданскому делу по иску Стадник М*** И***, Цуркан С*** Н***, Стадник Л*** В*** к Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся,
установил:
Стадник М.И, Цуркан С.Н, Стадник Л.В. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, просили признать незаконным распоряжение ДГИ города Москвы N ***от 20.02.2017 г. об отказе в признании Стадник М.И, Цуркан С.Н. и Стадник JI.B. малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимисяя в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования); обязать ДГИ города Москвы устранить допущенные нарушения путем рассмотрения поданного истцами заявления с вынесением по нему соответствующего решения в установленный законом срок.
Исковые требования мотивированы тем, что Стадник М.И. и её дочери Цуркан С.Н. и Стадник Л.B. зарегистрированы по месту жительства и проживают в комнате площадью *** кв.м. в коммунальной трехкомнатной квартире по адресу: г. Москва, ***, д. ***, кв. ***. Указанная комната находится в собственности Стадник Л.В. и Цуркан С.Н. на основании договора купли-продажи от 15.05.2016 г.
В апреле 2016 г. истцы обращались с заявлением в ДГИ г. Москвы о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На указанное заявление получен отказ со ссылкой на то, что отсутствует справка о наличии или отсутствии жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано до 1998 г. из Московской области.
В декабре 2016 г. истцы вновь обратились с таким же заявлением с приложением указанной справки об отсутствии собственности в Московской области, т.е. фактически приложили документ, которого не хватало для рассмотрения заявления. Однако истцами вновь получен от ответчика отказ с указанием на то, что не предоставлены документы о личности и месте жительства Моисеева Е.М. который является бывшим мужем Стадник Л.В.
Стадник JI.В. расторгла брак с Моисеевым Е.М. в 2016 г, но фактически они не проживали с 2012 г. Вместе они проживали менее года на съемной квартире. Где в настоящее время зарегистрирован и проживает Моисеев Е.М, истцам неизвестно. При заключении брака Стадник Л.В. и Моисеева Е.М. изменений жилищных условий у истцов не было, в связи с чем отказ ДГИ г. Москвы в признании истцов малоимущими не основан на законе.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 15.11.2017 г. постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N *** от 20.02.2017 г. об отказе в признании Стадник М*** И***, Цуркан С*** Н***, Стадник Л*** В***малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Обязать Департамент городского имущества города Москвы повторно рассмотреть заявление Стадник М*** И*** о признании малоимущими в целях, установленных ЖК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.04.2018 г. постановлено:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15.11.2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Стадник М*** И***, Цуркан С***Н***, Стадник Л*** Викторовне к ДГИ города Москвы о признании Распоряжения ДГИ города Москвы N *** от 20.02.2017 г. незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление - отказать.
Не согласившись с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.04.2018 г, Стадник М.И. подала настоящую кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене, оставлении без изменения решения Пресненского районного суда г. Москвы от 15.11.2017 г.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Оснований для передачи настоящей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не усматривается, поскольку заявитель не приводит доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Судом было установлено, что истцы проживают в квартире по адресу: г. Москва, *** квартал, д. ***, кв. ***, где занимают комнату N 1 площадью жилого помещения *** кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире.
Собственниками указанной комнаты на основании договора купли-продажи являются Стадник Л.В. (*** доля в праве) и Цуркан С.Н. (*** доля в праве).
Истцы обратились в ДГИ г. Москвы с заявлением о признании малоимущими в целях, установленным Жилищным кодексом РФ.
Распоряжением ДГИ г.Москвы от 20.02.2017 г. N 4390 истцам отказано в признании малоимущими в связи с тем, что не представлены документы в отношении Моисеева Е.М, бывшего супруга Стадник Л.В, что препятствует возможности установить факт ухудшения жилищных условий в связи с изменением состава семьи в результате расторжения брака.
Брак между Стадник Л.В. и Моисеевым Е.М. расторгнут 02.04.2016г.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений ст. 53 ЖК РФ, ст. 10 Закона г. Москвы N 29. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" действия лиц, претендующих на улучшение жилищных условий, должны быть умышленными и направленными на получение поддержки со стороны органов государственной власти в приобретении жилья, чтобы их можно было квалифицировать как умышленное ухудшение своих жилищных условий. Факт расторжения брака сам по себе не является основанием для отказа принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд указал, что в рассматриваемом случае расторжение брака никак не повлияло на уровень жилищной обеспеченности семьи истцов, поскольку бывший супруг дочери заявителя на улучшение жилищных условий в составе семьи истца не претендовал и не претендует, в связи с чем его жилищная обеспеченность не может быть учтена при принятии решения о признании малоимущими. В квартире совместно с истцами Моисеев Е.М. зарегистрирован не был, в связи с чем, основания для постановки на учет возникли у истцов не в связи с расторжением брака.
Судебная коллегия не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях установлены статьей 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно указанной статье жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном Законом города Москвы.
На основании положений статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 5) утратил силу. 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии с ч.1-3 ст.11 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
В соответствии с ч.4 ст.11 вышеуказанного закона, с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.1, 2 ч.1 ст. 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 11 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
В соответствии со ст.2 Закона г. Москвы N 7 от 25.01.2006г. "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
В соответствии со ст.4 Закона г. Москвы N 7 от 25.01.2006г. "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим.
Согласно ч.4 ст.6 Закона г. Москвы N 7 от 25.01.2006г. "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" к заявлению о признании граждан малоимущими прилагаются копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о заявителе и членах его семьи, а также имущественной обеспеченности:
1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства);
2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);
3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом);
4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона;
5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации;
6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.
Поскольку истцы с заявлением о признании их малоимущими обратились 27.12. 2016 г, то обязанность по предоставлению документов, подтверждающих виды и размер доходов должны были быть представлены заявителями за последние два года, то есть 2014 - 2016 г.г, следовательно, в указанный период (до апреля 2016 г.) с учетом доходов Моисеева Е.М.
Заявители не представили документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителей, а именно отсутствуют документы о личности и месте жительства Моисеева Е.М, в связи с чем невозможно установить факт ухудшения жилищных условий в связи с изменениями состава семьи в результате расторжения брака в 2016 г, а также невозможно установить доход семьи истцов, имеющий существенное значение при решении вопроса о признании истцов малоимущими.
В связи с изложенным, судебная коллегия пришла к выводу, что распоряжение ДГИ г. Москвы об отказе в признании истцов малоимущими в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), соответствует требованиям законодательства.
Основания и мотивы, по которым судебная коллегия пришла к таким выводам, а также доказательства, принятые во внимание, подробно приведены в мотивировочной части апелляционного определения.
Выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными постановлениями, заявитель в кассационной жалобе указывает о неверном установлении судом фактических обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.
Однако приведенные доводы заявителя не могут послужить основанием для отмены апелляционного определения, так как направлены на иное толкование норм материального права. Выводы суда апелляционной инстанции основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым судебная коллегия дала оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе оценивать имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, тогда как суд кассационной инстанции согласно ст. 390 ГПК РФ не вправе переоценивать доказательства и устанавливать новые факты и правоотношения.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 381, 383, 387 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Стадник М.И, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.04.2018 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья
Московского городского суда О.А. Лукьяненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.