Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Голубева С.С. на постановление судьи Таганского районного суда города Москвы 18 апреля 2018 года, которым заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Голубев С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000(двадцать тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
27 марта 2018 года ведущим инспектором инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами на промышленность Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на промышленность, исследование и использование космического пространства, атомный энергопромышленный комплекс Счетной палаты Российской Федерации Сарайкиным Г.А. в отношении заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Голубева С.С. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.5 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дело передано в Таганский районный суд г. Москвы, судьёй которого постановлено вышеуказанное постановление.
С указанным постановлением Голубев С.С. не согласился и в своей жалобе просит его отменить по доводам там изложенным.
Голубем С.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен, направил в суд своего защитника Коломыцева Ю.М.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие Голубева С.С, выслушав его защитника Коломыцева Ю.М. и представителей Счетной палаты РФ Коровина А.Ю. и Сарайкина Г.А, возражавших против удовлетворения жалобы и указавших, что действия Голубева С.С. квалифицированы верно, признаков малозначительности в действиях Голубева С.С. не усматривается, нахожу постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы законным и обоснованным по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
В соответствии с п. 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на осуществление расходов в области обеспечения единства измерений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2017 года N 319, предоставление субсидии осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, ежегодно между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и организацией (далее - договор), предусматривающего:
а) показатели результативности использования субсидии;
б) порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении технического задания и достижении установленных договором показателей результативности использования субсидии, в том числе порядок осуществления проверки достижения значений указанных показателей;
в) основания для отказа организации в предоставлении субсидии;
г) порядок применения штрафных санкций и их размер при установлении фактов отклонения от значений показателей результативности использования субсидии более чем на 30 процентов в течение 3 месяцев, предусмотренных договором и относящихся к существенным условиям его выполнения;
д) обязанность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и органа государственного финансового контроля проводить проверки соблюдения организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий;
е) условия расторжения договора, в том числе одностороннего расторжения договора Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, в следующих случаях:
отклонение в течение 3 месяцев фактических значений показателей результативности использования субсидии более чем на 30 процентов от плановых значений таких показателей (нарастающим итогом), предусмотренных договором;
пропуск срока представления документов для получения субсидии либо отказ от получения субсидии в соответствии с календарным планом возмещения части затрат в течение 2 периодов подряд.
Приказом Минфина России от 31.10.2016 года N 199н утверждена типовая форма соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Из утвержденной типовой формы соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидии следует, что п. 7 соглашения о предоставлении субсидии должен содержать сведения о расторжении соглашения.
Как установлено судом первой инстанции, Голубев С.С, являясь заместителем руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, допустил нарушение условий предоставления субсидии юридическим лицам.
Так, 07 июня 2017 года по адресу: г. Москва, "***" заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Голубев С.С. заключил соглашения о предоставлении субсидий на 2017 года, которые в нарушение требований п. 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на осуществление расходов в области обеспечения единства измерений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2017 года N 319 не содержат условия их одностороннего расторжения Росстандартом в случае пропуска срока предоставления документов для получения субсидии либо отказа от получения субсидии в соответствии с календарным планом возмещения части затрат в течение 2 периодов подряд:
- соглашение от 07 июня 2017 года N "***", заключенное с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашение от 07 июня 2017 года N "***", заключенное с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашение от 07 июня 2017 года N "***", заключенное с ФГУП ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашение от 07 июня 2017 года N "***", заключенное с ФГУП ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашение от 07 июня 2017 года N "***", заключенное с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашение от 07 июня 2017 года N "***", заключенное с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашение от 07 июня 2017 года N "***", заключенное с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.
При указанных обстоятельствах допущены нарушения условий предоставления субсидии, определенных в ст.78 БК РФ и п. 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на осуществление расходов в области обеспечения единства измерений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2017 года N 319, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, ответственность за совершение которого возлагается на должностное лицо - заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Голубева С.С..
В связи с этим судья пришешл к обоснованному выводу о наличии в действиях Голубева С.С. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Вина Голубева С.С. в совершении административного правонарушения подтверждается:
- соглашением от 07 июня 2017 года N "***", заключенным с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашением от 07 июня 2017 года N "***", заключенным с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашением от 07 июня 2017 года N "***", заключенным с ФГУП ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашением от 07 июня 2017 года N "***", заключенным с ФГУП ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашением от 07 июня 2017 года N "***", заключенным с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашением от 07 июня 2017 года N "***", заключенным с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- соглашением от 07 июня 2017 года N "***", заключенным с Федеральным государственным унитарным предприятием ""***"" на сумму "***" руб.;
- перечнем расчетных документов по счетам "***";
- приказом Росстандарта от 02 февраля 2015 года N 59-к о назначении Голубева С.С. на должность заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения.
Исследовав указанные доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о виновности Голубева С.С. в совершении административного правонарушения.
Довод жалобы об отсутствии состава правонарушения, поскольку отсутствие указаний в соглашениях об их расторжении в случае пропуска получателем субсидии срока предоставления документов для получения субсидии либо отказа от получения субсидии в соответствии с календарным планом возмещения части затрат в течении 2 периодов подряд, не повлияло на предоставление субсидий, не может быть принят во внимание, поскольку основан на ином неверном толковании норм права.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
С доводом жалобы о том, что административное правонарушение следует квалифицировать как малозначительное, нельзя согласиться.
В соответствии со КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из диспозиции ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств условий ее предоставления.
Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.
Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.
Устанавливая административную ответственность за нарушение юридическим лицом условий предоставления субсидии без установления квалифицирующих признаков, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.
Учитывая вышеизложенное, нахожу, что действия Голубева С.С. признаков малозначительности не содержат, оснований для применения КоАП РФ в данном случае не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей назначено Голубеву С.С. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, его имущественное положение, характер совершенного им административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства дела.
Оснований для отмены или изменения постановления не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление судьи Таганского районного суда города Москвы 18 апреля 2018 года, которым заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Голубев С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.