Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Симутенковой Д.Н. на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 06 июня 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России,
УСТАНОВИЛ:
20 апреля 2018 года военным прокурором Смоленского гарнизона вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, за что предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Письмом военного прокурора Смоленского гарнизона от 20 апреля 2018 г. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с материалами проверки в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направленно для рассмотрения в Басманный районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 06 июня 2018 г. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и Учреждению назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Симутенкова Д.Н. обратилась в Московский городской суд с жалобой на указанный выше судебный акт, в котором просит о его отмене и прекращении производства по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств послуживших основанием к привлечению Учреждения к административной ответственности. В обосновании данного довода, заявитель ссылается на то, что акт осмотра составлен без привлечения понятых, приложенный к акту осмотра фотоматериал не может достоверно свидетельствовать об указанных в акте нарушениях, указанные в акте сведения не соответствуют действительности; то, что представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России подписал акт осмотра, не может свидетельствовать о согласии с административным нарушением; в нарушение ч. 1 ст. 28.5, ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено спустя 15 дней после проведения проверки 05 апреля 2018 г.
Изучив материалы дела, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Ковальского П.М. поддержавшего доводы жалобы, изучив поступившие от Военной прокуратуры Смоленского гарнизона письменные возражения на жалобу, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным, обоснованным и не подлежащим отмене в связи со следующим.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 5 указанной нормы в перечень лицензионных требований могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.
Статья 193 ЖК РФ, закрепляя перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 7 части 1 установила, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: помимо прочего соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку,, к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 23 00-1 "О защите прав потребителей" установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Качественное оказание услуги по техническому содержанию жилищного фонда предполагает поддержание конструктивных элементов дома в технически исправном состоянии, соответствующем требованиям стандартов, строительным нормам и правилам, исключающем причинение вреда не только жизни и здоровью проживающих в нем лиц, но и их имуществу.
В силу статьи 29 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, содержания помещений и придомовой территории, технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерного оборудования и обязательны для исполнения управляющими организациями. Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (ПиН ТЭЖФ от 27.09.2003г. N 170).
Как следует из материалов дела, 05 апреля 2018 г. военной прокуратурой Смоленского гарнизона с привлечением специалиста инспекторского отдела Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" проведена проверка соблюдения управляющей компанией ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при обслуживании многоквартирного дома, расположенного по адресу: "***".
В ходе проверки установлено, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (лицензия N "***" от "***" г.), осуществило предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу (договор управления жилищниы фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ N "***" от 02.10.2018 г.) с нарушением лицензионных требований, установленных п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, абз. "а", "б", п. 3 Положения о лицензировании, а именно: в нарушение п.п. 4.1.7; 4.7.4; 5.5.6; 5.7.2; 4.2.3.1; 4.2.3.2; 4.7.1; 4.7.2; 4.7.3; 4.6.1.1; 4.6.1.2; 4.6.1.12; 4.6.1.13 ПиН ТЭЖФ от 27.09.2003г. N 170, имеются просадки щели, трещины, образовавшиеся в отмостке по всему периметру дома; на рядовом покрытии шиферной кровли дома имеются местные протечки, сдвиг штучных элементов, сколы, трещины; на кровле дома повреждена (разрушена) кирпичная кладка оголовков дымоходов; на фасаде имеются разрушения штукатурки и высыпания стенового материала; деревянные оконные и дверные заполнения имеют неплотности, отслоение штапиков, загнивание и коробление элементов заполнений, отслоение и разрушения окрасочного слоя, щели в соединениях отдельных элементов между собой; зазоры между стеной и коробкой. Указанные нарушения могут повлечь угрозу здоровью и жизни лицам, проживающим в данном доме.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России правонарушения и его вина подтверждены: актом осмотра от 05.04.2018 г.; фототаблицей; копией договора N "***" от 02.10.2017 г. с приложением; копией свидетельства; выпиской из ЕГРЮЛ; копией лицензии N "***" от 25.08.2017 г. с приложением; копией уведомлений о проведении проверки; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, признанным судьей районного суда достаточными для разрешения настоящего дела, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Таким образом, действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, сведений, ставящих под сомнение акт осмотра здания по адресу: "***" от 05 апреля 2018 г, материалы дела не содержат. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на его доказательственную оценку, при составлении указанного акта допущено не было.
В случае несогласия представителя Учреждения с наличием события административного правонарушения или выявленными нарушениями он, будучи ознакомленным с содержанием процессуальных документов, имел возможность сделать в них соответствующую запись. Однако данным правом представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не воспользовался.
Ссылка заявителя на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено спустя 15 дней после проведения проверки 05 апреля 2018 г, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления, поскольку данные сроки не являются пресекательными.
Довод жалобы о том, что имеющиеся в материалах дела фотографии не свидетельствуют о наличии в действиях Учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления. Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает. В соответствии с ч.2 ст.26.7 КоАП РФ они являются _документальными доказательствами по делу об административном правонарушении, которые при рассмотрении дела об административном правонарушении получили надлежащую оценку судьи по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны допустимым доказательством относительно события административного правонарушения. Представленные фотоснимки отображают сведения об обстоятельствах правонарушения, зафиксированных в акте обследования и определении о возбуждении дела об административном правонарушении. Указанные фотоснимки получили надлежащую оценку в постановлении судьи районного суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и были обоснованно признаны допустимыми доказательствами относительно события административного правонарушения.
Несогласие Учреждения с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Другие доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб. ООО ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Басманного районного суда г.Москвы от 06 июня 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Симутенковой Д.Н. - оставить без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.