Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Мосводоканал" Яшиной-Науменко О.С. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО от 19 января 2018 г. N "***" и решение судьи Зеленоградского районного суда г.Москвы от 16 мая 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ в отношении АО "Мосводоканал",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО от 19 января 2018 г. N "***" АО "Мосводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа размере 70 000 (семьдесят тысяч рублей).
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, защитник АО "Мосводоканал" подал жалобу в суд.
Решением судьи Зеленоградского районного суда г.Москвы от 16 мая 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалобе без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник АО "Мосводоканал" Яшина-Науменко О.С. подала жалобу в Московский городской суд, в которой просила решение судьи и постановление должностного лица отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность по доводам жалобы
Исследовав материалы дела, выслушав защитника АО "Мосводоканал" Баркова А.К, поддержавшего доводы жалобы, опросив в качестве свидетелей - представителя Департамента Росприроднадзора по ЦФО "***" и государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО "***", возражавших против доводов жалобы и подтвердивших факт выявления в ходе проверки и отбора проб сточных вод, сбрасываемых АО "Мосводоканал в реку Сходня, превышения Обществом допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, проверив доводы жалобы, не усматриваю оснований для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Статьей 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, осуществление водопользования с нарушением, установленных для такого пользования условий.
Статья 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года (ред. от 29.07.2017) определяет водопользователя как физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; водный объект - как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; дренажные воды - как воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; сточные воды - как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса). Исходя из наименования и содержания этой главы, включающей в себя статьи 11-23, водные объекты, по общему правилу, предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной "собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 этой статьи.
Статья 22 Водного кодекса РФ закрепляет, что решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования (часть 1). Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод (часть 3).
В силу ч. 6 ст.23 Водного кодекса РФ порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п.1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, п. 11 которых определяет, что физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование, к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных, в том числе дренажных, вод прилагают расчет и обоснование как заявленного объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, так и показателей их качества.
При этом названными постановлением (пункт 3) и правилами (пункт 23) Правительство Российской Федерации поручило Минприроды России разработать и утвердить типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу ч,5 ст.2 Водного кодекса РФ уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Закрепленное п. 10 приложения 1 к Типовой форме условие использования водного объекта или его части для сброса сточных вод о том, что максимальное содержание загрязняющих веществ в этих водах не должно превышать соответствующих значений, определяемых исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты, не противоречит нормам большей юридической силы.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Часть 6 ст.56 Водного кодекса РФ запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Решением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы от 15 сентября 2017 г. N "***" о предоставлении водного объекта в пользование, согласно которому находящиеся в собственности г.Москвы "Зеленоградские очистные сооружения" переданы в ведение АО "Мосводоканал" для целей сброса сточных вод.
Пунктом 2 указанного Решения установлено, что использование водного объекта (его части) может производиться водопользователем при выполнении им условий, установленных решением, в том числе по установленным максимальным концентрациям.
Из пп.10 п.2.3 Решения следует, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать следующих значений показателей: взвешенных веществ-11,85; БПКполн-3,0; фосфаты по Р-0,2; нитрат-ион-40; хлориды-300; сульфаты-100; аммоний ион-0,5; нитрит-ион-0,08; никель-0,01; железо-0,1; медь-0,001; цинк-0,01; хром+3-0,07; нефтепродукты-0,05. (г/мЗ).
Как следует из материалов дела 15 декабря 2017 г, на основании приказов заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО от 10 октября 2017 г, 03 ноября 2017 г. и 14 ноября 2017 г, сотрудниками территориального органа Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Мосводоканал".
В ходе проверки был произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых АО "Мосводоканал в реку Сходня для исследования на содержание загрязняющих компонентов, установленных требованиями в сфере охраны окружающей среды.
В результате проверки сотрудниками Росприроднадзора был установлен факт превышения Обществом допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, с превышением содержания фосфатов, меди, цинка и никеля), установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 15 сентября 2017г, который подтвержден результатами исследования проведенного лабораторией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, (протоколы исследований от 07 ноября 2017 года N 0716-В, от 13 ноября 2017 г. N 0755-В, от 21 ноября 2017 г. N 0784-В).
По данному факту в отношении АО "Мосводоканал" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ и вынесено вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности за пользование водным объектом с нарушением условий отраженных в Решении о предоставлении водного объекта в пользование от 15 сентября 2017г.
Факт совершения АО "Мосводоканал" административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении; решением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 15 сентября 2017 г. о предоставлении водного объекта в пользование АО "Мосводоканал", с приложенными материалами в графической форме; пояснительной запиской начальника Управления природопользования и охраны окружающей среды АО "Мосводоканал"; разрешением на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 07 марта 2017 г.; актом проверки соблюдений требований законодательства в области охраны окружающей среды; приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО от 10 октября 2017 г.; протоколами отбора проб обследования объектов окружающей и производственной среды; протоколами исследований сброса сточных вод АО "Мосводоканал" в реку Сходню после прохождения биологических очистных сооружений; показаниями представителя Департамента Росприроднадзора по ЦФО "***" и государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО "***", допрошенными при рассмотрении настоящей жалобы, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и иными материалами дела.
Данные доказательства являются достоверными и допустимыми и никаких сомнений не вызывают, поскольку получены в соответствии с требованиями закона, и подтверждены свидетельскими показаниями должностного лица, не имеющего причин для оговора.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Из материалов дела следует, что обстоятельства административного правонарушения рассматривались с учетом представленных доказательств, изложенных выше, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется и поэтому они обоснованно приняты во внимание при вынесении обжалуемого постановления.
Объектом данного правонарушения являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования (в частности водопользования). Правонарушение, предусмотренное ст. 7.6 КоАП РФ, входит в главу "Административные правонарушения в области охраны собственности", целью которой является защита прав собственников, владельцев, водопользователей.
В рассматриваемом деле установлен факт, что Обществом нарушены условия отраженные в Решении о предоставлении водного объекта в пользование от 15 сентября 2017г, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.
АО "Мосводоканал" имело возможность для исполнения требований водного законодательства, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует.
Доводы жалобы об отсутствии факта превышения Обществом допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и отсутствии состава и события вмененного АО "Мосводоканал" административного правонарушения, опровергается собранными по делу доказательствами и поэтому не может служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей назначено Обществу в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.4 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.7.6 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО от 19 января 2018 г. N "***" и решение судьи Зеленоградского районного суда г.Москвы от 16 мая 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ в отношении АО "Мосводоканал" оставить без изменения, а жалобу защитника АО "Мосводоканал" Яшиной-Науменко О.С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.