судья Московского городского суда Нестеренко Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО "Мосводоканал" Яшиной-Науменко О.С. на решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 10 мая 2018 года, которым
оставлено без изменения постановление N 11-35/146 по делу об административном правонарушении государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ***ой О.В. от 02.02.2018 года о привлечении юридического лица АО "Мосводоканал" к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 КРФоАП, жалоба без удовлетворения,
установил:
постановлением N 11-35/146 по делу об административном правонарушении государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ***ой О.В. от 02.02.2018 года юридическое лицо АО "Мосводоканал" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 КРФоАП и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35000 рублей.
Судьей Зеленоградского районного суда г. Москвы указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, заявитель просит отменить решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы и постановление должностного лица, ссылаясь на то, что ранее О.В.***а постановлением от 19.01.2018 N 11-35/50 привлекла Общество к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП за сверхнормативный сброс сточных вод, подтвержденный протоколами, в виде штрафа в размере 70000 руб, таким образом, О.В.***а в отношении одного действия (сбросов загрязняющих веществ) АО "Мосводоканал" вынесла два постановления о привлечении Общества к административной ответственности в нарушение п. 2 ст. 4.4 КоАП.
В судебном заседании суда второй инстанции 26, 28.06.2018 г, 12.07.2018 г. защитники юридического лица Чубаров К.В, Барков А.К.В. поддержали доводы жалобы, письменные объяснения.
В судебное заседание суда второй инстанции 16.07.2018 г. защитники не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, ходатайств не заявили, полагаю рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании суда второй инстанции 26.06.2018 г, 12.07.2018 г. в качестве свидетеля допрошена ***а О.В. - государственный инспектор Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (Росприроднадзор), предупрежденная об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, которая показала, что решением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 15.09.2017 г. АО "Мосводоканал" (Зеленоградские очистные сооружения - Цех комплексной очистки сточных вод) Производственного управления "Зеленоградводоканал" - производственное подразделение акционерного общества "Мосводоканал" (ПУ "Зеленоградводоканал" - производственное подразделение АО "Мосводоканал") предоставлен водный объект в пользование для сброса сточных вод в реку Сходня с указанием географических координат и сведений о водном объекте. Также в решении пунктом 2.3 пп. 10 предусмотрено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, которые не должны быть превышены, в этом пункте приведена таблица нормативов.
На основании указанного решения заявителю АО "Мосводоканал" (Зеленоградские очистные сооружения - Цех комплексной очистки сточных вод) выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты и согласно Приложению к данному разрешению определен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу с приведением таблицы.
В ходе плановой проверки объекта выявлено превышение показателей, как указанных в п. 2.3 п. 10 решения, так и в Приложении к разрешению.
По итогам исследования результатов анализа сточной воды установлено превышение по отдельным показателям, указанным в п. 2.3 пп. 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование, поэтому в отношении заявителя составлен административный материал по правонарушению, предусмотренному ст. 7.9 КоАП РФ, на основании которого заявитель привлечен к административной ответственности с применением административного наказания в виде штрафа в размере 70000 рублей.
Также установлено, что по итогам исследования результатов анализа сточной воды допущено превышение по отдельным показателям, указанным в Приложении к разрешению на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в связи с этим в отношении заявителя составлен административный материал по правонарушению, предусмотренному ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и вынесено обжалуемое в настоящее время постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 35000 рублей.
Свидетель пояснил, что подпункт 10 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование признан утратившим силу в апреле 2018 г, тогда как правонарушение выявлено в 2017 г.
Поскольку заявителем совершено два самостоятельных правонарушения, привлечение к ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ и отдельно по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ является правомерным.
Допрошенная в суде второй инстанции 12.07.2018 г, 16.07.2018 г. в качестве свидетеля ***а М.И. - главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (Росприроднадзор), предупрежденная об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, поддержала постановление должностного лица и решение судьи первой инстанции, считая, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности за совершение самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.9 КоАП РФ и ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав свидетеля ***у М.И, учитывая пояснения защитников и показания свидетелей, данные ранее, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с материалами дела, но направлены на иное толкование норм права, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Установлено, что АО "Мосводоканал" в ходе осуществления хозяйственной деятельности при обеспечении эксплуатации Зеленоградских очистных сооружений (Цех комплексной очистки сточных вод) ПУ "Зеленоградводоканал" АО "Мосводоканал" по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Сосновая аллея, вл.12 стр.1 26 октября 2017 года в 13 часов 05 минут, 02 ноября 2017 года в 10 часов 45 минут, 09 ноября 2017 года в 11 часов 55 минут по адресу: г. Москва, д. Юрово допустило сброс сточных вод в реку Сходня после прохождения Зеленоградских очистных сооружений с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (река Сходня), что может повлечь загрязнение водного объекта, нарушив требования ч.ч. 1, 2, 3 ст..22, ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39 Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года N 7-ФЗ, ч.4 ст.35, ч.2 ст. 39, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ от 3.06.2006 г. N 74-ФЗ.
При этом судья пришел к выводу, что факт совершения административного правонарушения и виновность ПУ "Зеленоградводоканал" АО "Мосводоканал" подтверждены материалами дела.
Вместе с тем, вывод судьи первой инстанции сделан без полного выяснения всех обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 16 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N74-ФЗ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N74-ФЗ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N74-ФЗ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: 1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; 3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях па водных объектах; 4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии е законодательством.
В силу ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с 4 ст. 23 названного закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ с амовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из представленных документов усматривается, что постановлением должностного лица Росприроднадзора от 19.01.2018 г. N 11-35/50 заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ, поскольку установлено, что организация допускает сброс сточных вод в реку Сходня после прохождения Зеленоградских очистных сооружений с превышением содержания загрязняющих веществ над концентрациями, установленными пп. 10 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.09.2017 г.
В силу ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Ф
При этом следует учесть, что к возникновению угрозы загрязнения водных объектов могут привести действия, представляющие собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ (например, содержащихся в сточных водах промышленных, коммунальных предприятий), которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов. На привнесение такого рода вредных веществ российским законодательством устанавливаются либо запреты, либо особые ограничения (по количеству, качественному составу, времени). Засорением вод являются действия по сбросу или внесению иным образом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.
Обжалуемым в настоящем деле постановлением должностного лица Роспотребнадзора от 2.02.2018 г. заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ за то, что допустил сброс сточных вод в реку Сходня после прохождения Зеленоградских очистных сооружений с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты /река Сходня/, что может повлечь загрязнение водного объекта.
При этом в основу постановлений положены заборы воды и результаты анализа сточной воды на выходе с вышеуказанных очистных сооружений, полученных в ходе одних и тех же проверок.
Нарушение в том и другом случае выразилось в сбросе сточных вод в реку Сходня после прохождения Зеленоградских очистных сооружений с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных решением /постановление от 19.01.2018 г./ и разрешением /постановление от 2.02.2018 г./.
Таким образом, выявленные нарушения, по которым заявитель привлечен к административной ответственности постановлением от 19.01.2018 по ст. 7.6 КоАП РФ и обжалуемым постановлением от 2.02.2018 по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, обусловлены одним противоправным деянием - сбросом сточных вод в реку Сходня после прохождения Зеленоградских очистных сооружений с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, следовательно, административное наказание подлежало назначению по санкции части ст. 7.6 КоАП РФ, как предусматривающей более строгое административное наказание по отношению к части 4 статьи 8.13 Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
Из материалов дела об административных правонарушениях усматривается, что ЗАО "Мосводоканал" привлечено к административной ответственности за то, что допустило сброс сточных вод в реку Сходня после прохождения Зеленоградских очистных сооружений с превышением содержания загрязняющих веществ над концентрациями, установленными решением и разрешением.
В то же время оба постановления основываются на материалах одной проверки, проведенной в одно и тоже время, нарушения были допущены Обществом в результате одного действия, эти нарушения установлены в рамках проведения одной проверки.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении АО "Мосводоканал" подведомственно одному должностному лицу административного органа.
Следовательно, АО "Мосводоканал" совершив административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями ч.4 ст.8.13 и ст. 7.6 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Статья 7.6 КоАП РФ предусматривает более строгое административное наказание, которое было применено постановлением от 19.01.2018 г.
Жалобы на постановления должностного лица, вынесенные по соответствующим делам, подлежали рассмотрению в одном производстве с принятием одного решения с учетом правил назначения административного наказания.
Однако, при вынесении постановлений о назначении административного наказания должностным лицом административного органа положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ должным образом не учтены, проигнорированы они и судьей районного суда.
В связи с этим обжалуемое постановление должностного лица от 2.02.2018 г. N 11-35/146 подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 10 мая 2018 года, постановление N11-35/146 по делу об административном правонарушении государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ***ой О.В. от 02.02.2018 г. N 11-35/146 отменить.
Производство по делу в отношении АО "Мосводоканал" прекратить за повторностью привлечения к ответственности на основании ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Московского
городского суда Нестеренко Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.