Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "РЖД" по доверенности Токаревой О.А. на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N ***от ***года, на решение судьи Коптевского районного суда города Москвы от 15 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, в отношении ОАО "РЖД",
установил:
постановлением заместителя инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N ***от ***года ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник ОАО "РЖД" подала на него жалобу в Коптевский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 15 июня 2018 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд сторона защиты обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, состояние кровли не создавало угрозу жизни и здоровью людей, не влияло на экологическое благополучие города, его общее состояние чистоты и благоустройства, так ка здание огорожено забором, препятствующим доступу посторонних лиц на территорию; на момент вынесения обжалуемого постановления выявленные нарушения Правил были устранены; имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ОАО "РЖД", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Макаренко И.А, поддержавшего приведенные выше доводы жалобы в полном объеме, настаивавшего на их удовлетворении.
Представитель ОАТИ г. Москвы по доверенности Трухина Н.А. возражала против удовлетворения доводов указанной жалобы, сочтя обжалуемые акты законными и обоснованными, постановленными в соответствии с установленными обстоятельствами, представленными доказательствами, в отсутствие правовых оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Исследовав материалы настоящего дела, изучив доводы поданной жалобы, заслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, прихожу к выводу о том, что обжалуемые постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется, ввиду следующего.
Частью 1 ст. 8.12 КоАП г.Москвы предусмотрена ответственность за непринятие собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках.
Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018 утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что данные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства и не содержат исключений для арендаторов, в том числе, части нежилого помещения.
В силу п. 10.1, п. 10.13 названных Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, ю ридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений; в зимнее время собственниками, балансодержателями (арендаторами) зданий должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и сосулек; собственниками (правообладателями) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, должна быть организована очистка крыш от снега и (или) удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов, удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов должно производиться немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных участков, очистка от снега крыш с металлическими и скатными кровлями, карнизов и других выступающих частей и элементов нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов с наружным водоотводом, выходящих на улично-дорожную сеть, тротуары, пешеходные зоны, зоны входов в подъезды, детские площадки и иные места, предназначенные для прохода людей, производится в течение двух суток с момента окончания снегопада либо немедленно при накоплении снега свыше 5 см, выходящих на иные территории - производится в течение трех суток с момента окончания снегопада либо немедленно при накоплении снега свыше 5 см.
Исходя из п.10.14 тех же Правил, очистка крыш зданий от снега, наледеобразований со сбросом его на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории, перед сбросом снега необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность прохода жителей и движения пешеходов, сброшенный с кровель зданий снег и ледяные сосульки немедленно убираются на проезжую часть и размещаются вдоль лотка для последующего вывоза (по договору) организацией, убирающей проезжую часть улицы, запрещается сбрасывать снег, лед и мусор в воронки водосточных труб, при сбрасывании снега с крыш должны быть приняты меры, обеспечивающие полную сохранность деревьев, кустарников, воздушных линий уличного электроосвещения, растяжек, рекламных конструкций, светофорных объектов, дорожных знаков, линий связи и др.
Пунктом 1.5 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, определено, что государственный контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет, в том числе, Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе систематического наблюдения (мониторинга) обследования территории главным инспектором ОАТИ г.Москвы в 10.56 час. ***года по адресу: г.Москва, ***, д.54а, выявлено, что ОАО "РЖД", будучи ответственным лицом на основании данных государственного кадастра недвижимости, ЕГРПИ, в нарушение требований п.п.10.1, 10.13, 10.14 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, допустило наличие наледи, сосулек, снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилого здания, ограждения земельного участка совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы.
Факт совершения указанного административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" в его совершении подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, поручением руководителя инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г..Москвы о проведении контроля за исполнением обязательных требований в области внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москва; рапортом главного инспектора инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г..Москвы, из которого следует, что при проведении мероприятия по контролю в 10.56 час. ***года по адресу: г..Москва, ***, д.54а, выявлено, обнаружено непринятие ОАО "РЖД" мер по удалению наледи, сосулек, снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилого здания, ограждении земельного участка, тогда как удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений должна производиться немедленно по мере их образования и с предварительной установкой ограждения опасных участков, однако на момент проверки охранные мероприятия не выполнены, работы по очистке кровли не проведены; фотоматериалом, полученным инспектором ОАТИ г..Москвы в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства города Москвы, которым зафиксированы указанные выше нарушения, и из которого усматривается, что наличие наледи, сосулек, снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилого здания, ограждения земельного участка в случае их схода с крыши создают прямую угрозу жизни и здоровью граждан ; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данными государственного кадастра недвижимости; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ОАО РЖД"; п редписанием от ***года об устранении выявленных нарушений Правил санитарного содержания
территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, в срок до ***года, полученного стороной защитой в день его вынесения; протоколом об административном правонарушении от ***года в отношении ОАО "РЖД", в котором подробно изложено существо правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.12 КоАП г..Москвы, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, о месте и времени составления протокола общество заблаговременно извещено, протокол составлен в присутствии защитника по доверенности, с которым он ознакомлен, копию его для сведения получил, и которому права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи, протокол содержит все необходимые сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, а также подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства составлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Установив, что ОАО "РЖД" не принято мер по удалению наледи, сосулек, снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилого здания, ограждении земельного участка, тогда как удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений должна производиться немедленно по мере их образования и с предварительной установкой ограждения опасных участков, однако на момент проверки охранные мероприятия не выполнены, работы по очистке кровли не проведены, что является нарушением требований п.п.10.1, 10.13, 10.14 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, действия заявителя правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы.
При этом, факт неудовлетворительного содержания кровли, карнизов и конструктивных элементов фасада здания, ограждения земельного участка, наличие наледи, сосулек, снежных свесов, стороной защиты в ходе рассмотрения настоящего дела не отрицался и не оспаривался.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, ОАО "РЖД" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности, ни должностному лицу административного органа, ни суду первой инстанции не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п.п.10.1, 10.13, 10.14 вышеназванных Правил, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, у общества имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
Постановление N ***от ***года, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в присутствии защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности, которому для сведения вручена его копия, что удостоверено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений права заявителя на защиту при производстве по делу не усматривается.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Ссылки в жалобе на то, что на момент вынесения обжалуемого постановления выявленные нарушения Правил обществом были устранены, не могут повлиять на квалификацию действий заявителя по ч.1 ст.8.12 КоАП г.Москвы и явиться основанием к освобождению от административной ответственности, поскольку устранены были уже после проведения проверки и их выявления, получения от административного органа предписания об этом.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснения п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
С учетом характера административного правонарушения в области благоустройства города Москвы, бездействия общества по принятию мер по очистке от наледи, сосулек, снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилого здания, ограждения земельного участка, которые в случае их схода создавали прямую угрозу жизни и здоровью граждан, оснований для признания правонарушения малозначительным, или признания наказания чрезмерно суровым, не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины заявителя в совершении описанного выше административного правонарушения.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Административное наказание заявителю назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу общества, материалы дела не содержат.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N ***от ***года, решение судьи Коптевского районного суда города Москвы от 15 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Токаревой О.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.