Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГАУК г.Москвы МПК "Северное Тушино" Егоровой С.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" Адащик О.Г. от 23 марта 2017 года N 15-48-114-036/2017, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ГАУК г.Москвы МПК "Северное Тушино",
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" Адащик О.Г. от 23 марта 2017 года N 15-48-114-036/2017 ГАУК г.Москвы МПК "Северное Тушино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2017 года вышеуказанное постановление изменено, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150`000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ГАУК г.Москвы МПК "Северное Тушино" Голубкина А.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд защитник ГАУК г.Москвы МПК "Северное Тушино" по доверенности Егорова С.С. просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу, указывая, что размещение на обследованном земельном участке некапитального объекта - модуля административного здания, предназначенного для размещения администрации парка, для реализации уставных целей учреждения, не противоречит установленному режиму в функциональной зоне, в которой расположен данный объект, не привело к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории; факт превышения нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду природного комплекса особо охраняемой природной территории для природно-исторического парка "Тушинский", вследствие нахождения и эксплуатации объекта и оказания негативного воздействия на компоненты окружающей природной среды (почвенный и травяной покров), не доказан; судом не учтено, что объект размещён на месте снесённого в 2013 году капитального объекта (здания администрации); согласование с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы и ГПБУ "Мосприрода" размещения некапитальных объектов на земельных участках, расположенных в границах ООПТ г.Москвы, предоставленных в пользование государственным учреждениям культуры г.Москвы - паркам культуры и отдыха, подведомственным Департаменту культуры г.Москвы, не требуется.
В судебном заседании защитник ГАУК г.Москвы МПК "Северное Тушино" Шорохова С.В, Сабиров Р.М. жалобу, поддержали.
Представитель ГПБУ "Мосприрода" по доверенности Байтоков А.Д. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно ч.2 ст.30 Закона г.Москвы от 26.09.2001г. N48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе изменение функционального назначения земельного участка или его части, которое может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории.
Пунктом 3.5 постановления Правительства Москвы от 05.12.2006г. N944-ПП "Об утверждении Положения о природно-историческом парке "Тушинский" установлен запрет на территории природно-исторического парка "Тушинский" любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Тушинский", в том числе, изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, на основании Распоряжения Правительства Москвы от 08.08.2012г. N 423-РП Государственному автономному учреждению культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Северное Тушино" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский", площадью 53,9966 га по адресу: ул. Свободы, вл. 50-70 с кадастровым номером 77:08:***:1001, относящийся к категории земель населенных пунктов, в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка для эксплуатации территории парка культуры и отдыха "Северное Тушино".
На основании поступившего обращения Департамента культуры города Москвы от 27.02.2017г. NДК-01-21-283/7 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ 02 марта 2017 года в 11 часов 00 минут проведено обследование данного земельного участка по вопросу согласования предварительного проекта размещения некапитального объекта - модуля административного здания, предназначенного для размещения администрации парка.
В ходе обследования установлено, что, в нарушение ч.2 ст.30 Закона г.Москвы от 26.09.2001г. N48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", п. 3.5 постановления Правительства Москвы от 05.12.2006г. N944-ПП "Об утверждении Положения о природно-историческом парке "Тушинский", п.3.1 ч.3 Охранного обязательства, зарегистрированного в ДПиООС г.Москвы за N285083-2014 от 03.10.2014г, данный объект уже размещён и эксплуатируется на территории ООПТ без согласования с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и ГПБУ "Мосприрода", что повлекло изменение функционального назначения части земельного участка ООПТ и увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс ООПТ.
Действия ГАУК города Москвы "МПК "Северное Тушино" квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ГАУК города Москвы "МПК "Северное Тушино" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; актом обследования N 15/2-08-48-114-37/2017 от 02 марта 2017 года; фотоматериалом; планом-схемой места совершения административного правонарушения; проектом размещения некапитального объекта - Комплекса обустройства территорий "Музей паркового комплекса Северное Тушино", в котором содержится предварительный проект установки, в том числе, модуля административного здания в парке "Северное Тушино" - мобильного офиса администрации парка по адресу: город Москва, владение 50-70; основным проектом установки модуля административного здания в парке "Северное Тушино" по адресу: город Москва, ул. Свободы владение 50-70; охранным обязательством по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве, зарегистрированным в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 03 октября 2014 года и другими материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
При этом возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ГАУК города Москвы "МПК "Северное Тушино", имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Учреждения.
При таких обстоятельствах, действия ГАУК города Москвы "МПК "Северное Тушино" по ст. 8.39 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, о том, что вышеуказанный объект размещён на земельном участке для реализации уставных целей учреждения, на месте снесённого капитального объекта (здания администрации), что не противоречит установленному режиму в функциональной зоне, в которой расположен данный объект и не привело к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории; о недоказанности факта превышения нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду природного комплекса особо охраняемой природной территории для природно-исторического парка "Тушинский", вследствие нахождения и эксплуатации объекта и оказания негативного воздействия на компоненты окружающей природной среды, являлись предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отклонены как опровергающиеся доказательствами по делу, в частности, актом обследования N 15/2-08-48-114-37/2017, согласно которому площадь застройки составляет ориентировочно 290,1 кв.м, общая площадь модуля 435,1 кв.м, высота модуля 8,5 м.; основным проектом установки модуля административного здания в парке "Северное Тушино", техническим заданием на его поставку и установку, свидетельствующими о том, что данное сооружение прочно связано с землей и не относится к легковозводимой, сборно-разборной конструкции, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств.
Пунктом 3.1 Охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве, зарегистрированного в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 03 октября 2014 года, установлено, что "Охраняющий" - ГАУК города Москвы "МПК "Северное Тушино" обязуется использовать предоставленный земельный участок в соответствии с режимами охраны ООПТ, установленными Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и в соответствии с постановлением Правительства города Москвы от 05 декабря 2006 года N 944-ПП "Об утверждении положения о Природно-историческом парке "Тушинский".
Сведений об исполнении Учреждением своей обязанности, защитниками не представлено.
Доводы жалобы о том, что согласование с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы и ГПБУ "Мосприрода" размещения некапитальных объектов на земельных участках, расположенных в границах ООПТ г.Москвы, предоставленных в пользование государственным учреждениям культуры г.Москвы - паркам культуры и отдыха, подведомственным Департаменту культуры г.Москвы, не требуется, основан на неверном толковании действующего законодательства.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Факт размещения и эксплуатации вышеуказанной конструкции на особо охраняемой природной территории на момент обследования следует из материалов дела и стороной защиты не оспаривается. То обстоятельство, что объект размещён на месте снесённого в 2013 году капитального объекта (здания администрации), на что заявитель указывает в жалобе, не свидетельствует о неправильной квалификации действий Учреждения.
Вопреки доводу жалобы о незаконности и необоснованности принятого постановления, постановление должностного лица отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется. Должностным лицом все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, выводы должностного лица мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Оспариваемое решение судьи по настоящему делу соответствует требованиям ст. 30.7 КоАП РФ и является мотивированным.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не свидетельствуют о невиновности ГАУК города Москвы "МПК "Северное Тушино", в совершении административного правонарушения.
Назначенное ГАУК города Москвы "МПК "Северное Тушино" в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями ( ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" Адащик О.Г. от 23 марта 2017 года N 15-48-114-036/2017, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ГАУК города Москвы "МПК "Северное Тушино", оставить без изменения, жалобу защитника ГАУК г.Москвы МПК "Северное Тушино" Егоровой С.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.