Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "НПП Нефтехимия" по доверенности Громова И.В. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по ЦФО N***от ***года, на решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО "НПП Нефтехимия",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по ЦФО N***от ***года ООО "НПП Нефтехимия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, защитник общества подал на него жалобу в Люблинский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 23 мая 2018 года данное постановление должностного лица изменено в части указания на признание общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "НПП Нефтехимия" - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ООО "НПП Нефтехимия" обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, указывая на то, что выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух общество не осуществляет, так как собственником факельной установки, являющейся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является АО "***", в связи с чем обязанность по внесению платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух должно нести данное общество; ООО "НПП Нефтехимия" в полном объеме оплачивает соответствующие экологические платежи; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
В судебное заседание законный представитель ООО "НПП Нефтехимия", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитников по доверенностям Громова И.В. и Белоусова А.В, поддержавших в полном объеме приведенные выше доводы жалобы и просивших их удовлетворить.
Представители Департамента Росприроднадзора по ЦФО по доверенностям АбдуллаевГ.М. и Мартьянова А.В. возражали против удовлетворения доводов поданной жалобы, указывая на то, что до настоящего времени договор по оказанию услуг сжигания углеродных газов между ООО "НПП Нефтехимия" и АО "***" не подписан, сведения о надлежащей утилизации газа отсутствуют, плата за негативное воздействие от утилизации газа на факельной установке за период 2014-2016 гг. заявителем не произведена, доказательств этому не представлено.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителей административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемых актов должностного лица и судьи районного суда не нахожу ввиду следующего.
Административная ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрена за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
По смыслу абз. 2, 4 и 19 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 того же Федерального закона о от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N ФЗ-7 "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Исходя из положений п. 1 ч. 16.1 того же Закона об охране окружающей среды, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на адрес, континентальном шлейфе Российской Федерации и в исключительной экономической адрес хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории; плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
На основании п. 1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среде, плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Статьей 16.4 указанного Федерального закона определено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления; отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год; плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом; лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения в период с ***года Департаментом Росприроднадзора по ЦФО на основании приказа исполняющего обязанности начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО от ***года N 227-ПР плановой выездной проверки исполнения и соблюдения норм и требований к природоохранного и экологического законодательства по адресу: г.Москва, ***, выявлено, что ООО "НПП "Нефтехимия" сброс технологического газа осуществляет в факельный коллектор АО "***", однако в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", не представило договор на передачу газа, доказательств внесения платы за негативное воздействие от утилизации газа на факельной установке за период 2014-2016 гг, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО "НПП "Нефтехимия" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются, в том числе, приказом исполняющего обязанности начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО от ***года N *** о проведении плановой выездной проверки ООО "НПП "Нефтехимия"; уведомлением ООО "НПП "Нефтехимия" о проведении в период с ***года Департаментом Росприроднадзора по ЦФО проверки юридического лица; перечнем постоянных и периодических сбросов в факельную систему; актом проверки от ***года, которым зафиксировано, что ООО "НПП "Нефтехимия" сброс технологического газа, негативно воздействующий на окружающую среду, осуществляет в факельный коллектор АО "***", однако договора на передачу газа, доказательств внесения платы за негативное воздействие от утилизации газа на факельной установке за период 2014-2016 гг. не представлено; письменными пояснениями генерального директора ООО "НПП "Нефтехимия" от 14 марта 2017 года; протоколом технического совещания о распределении обязанностей между цехом N 4 и ООО "НПП "Нефтехимия" по эксплуатации аппаратов ГС-1 и Ек-1; протоколом об административном правонарушении от 04 декабря 2017 года в отношении ООО "НПП "Нефтехимия" по ст. 8.41 КоАП РФ, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника общества по доверенности, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с ним он ознакомлен, не согласился, для сведения ему вручена копия протокола, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами Департамента Росприроднадзора по ЦФО, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, с другими представленными по делу доказательствами, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Учитывая, что обязанность учета выбросов загрязняющих веществ, внесения платы за негативное воздействие лежит на юридическом лице, в производственной деятельности которого образуются выбросы, установив, что в производственной деятельности ООО "НПП "Нефтехимия" образуются выбросы технологического газа, негативно воздействующие на окружающую среду, тогда как обязанности, связанные с учетом данных выбросов и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, обществом не выполняются, действия указанного юридического лица правильно должностным лицом квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на то, что выбросы технологического газа утилизируются ООО "НПП "Нефтехимия" через факельную установку, находящуюся в собственности АО "***", в связи с чем обязанность по внесению платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух должно нести данное общество, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку оборудование, технические устройства, от которых загрязняющие вещества поступают в атмосферу через стационарный источник выбросов другого лица, принадлежат ООО "НПП "Нефтехимия", используются в его производственной деятельности, являются его источниками выбросов, вследствие чего именно ООО "НПП "Нефтехимия" обязано учитывать данные выбросы и нести плату за негативное воздействие на окружающую среду, а не АО "***", которое не имеет отношения к загрязнению атмосферного воздуха от производственной деятельности ООО "НПП "Нефтехимия", а обратное ведет к полному устранению природопользователей от обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны атмосферного воздуха, освобождению от ответственности за его несоблюдение, противоречит основным принципам охраны окружающей среды и государственного управления в области охраны атмосферного воздуха.
Также следует отметить, что действующим законодательством не запрещено для утилизации газа, поступающего от собственных источников выбросов, использовать факельную установку другого лица, в данном случае - АО "***", однако гражданско-правовой договор об использовании указанной установки АО "***" для утилизации газа, поступающего от собственных источников выбросов ООО "НПП "Нефтехимия", в данном случае не представлен, обязанности по учету выбросов и несению последним платы за негативное воздействие на окружающую среду не выполнены.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ООО "НПП "Нефтехимия" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Также в данном случае следует отметить, что названное предприятие, являясь хозяйствующим субъектом, обязано было осуществлять свою социально-экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности по учету выбросов и несению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановление N***от ***года, которым ООО "НПП Нефтехимия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, вынесено в присутствии защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, вину в совершении вмененного административного правонарушения не признавшего, которому для сведения вручена копия названного постановления, принято в пределах полномочий должностного лица административного органа - старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, в пределах установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При рассмотрении настоящего дела судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, фактически связаны с оценкой судом первой инстанции доказательств и с толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, что само по себе не свидетельствует о нарушении норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации процессуальных требований.
А дминистративное наказание назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершённого правонарушения, объектом которого является общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду, степени тяжести правонарушения, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является соразмерным содеянному.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по ЦФО N***от ***года, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении ООО "НПП Нефтехимия" оставить без изменения, жалобу защитника Громова И.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.