Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АНО СОШ "Академическая гимназия" Х*** С.Е. на постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве А*** Е.Е. от 24 января 2017 г. N ***, измененное решением судьи Преображенского районного суда от 13 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ в отношении АНО СОШ "Академическая гимназия"
установил:
постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве А***Е.Е. от 24 января 2017 г. N 69 АНО СОШ "Академическая гимназия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2017 г. вышеуказанное постановление изменено, исключены нарушения: отсутствие индивидуальных групповых площадок для групп детей дошкольного возраста; размещение музыкально - спортивного зала в цокольном этаже; отсутствие медицинского обеспечения - медкабинета.
В остальной части обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, генеральный директор АНО СОШ "Академическая гимназия" обратился в Московский городской суд с жалобой, ссылаясь на то, что судом не учтены требования закона и обстоятельства дела, выявленные недостатки были незамедлительно устранены, правонарушения является малозначительным, вред охраняемым правоотношениям не причинен.
В судебном заседании Московского городского суда представитель АНО СОШ "Академическая гимназия" Х*** Э.Т. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя АНО СОШ "Академическая гимназия" Х*** Э.Т, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В силу ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст. 28 того же Закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций":
- п. 3.6 зона игровой территории включает в себя групповые площадки -
индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0
кв.м. на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее
9,0 кв.м. на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную
площадку (одну или несколько). В условиях сложившейся (плотной) городской
застройки с учетом режима организации прогулок допускается использование
совмещенных групповых площадок.
- п. 3.9 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м.
- п. 4.5 размещение в подвальных и цокольных этажах зданий помещений для пребывания детей и помещений медицинского назначения не допускается.
Согласно п. 6.5 СанПиН 2.4.52409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питанием в образовательном учреждении и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 9.2 СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" при размещении общеобразовательной организации в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно-хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.
Как следует из материалов административного дела и установлено судьей районного суда, 03 ноября 2016 г. в 16 час. 00 мин. по адресу*** установлено: отсутствуют индивидуальные групповые площадки для групп детей дошкольного возраста-для 10-ти дошкольных групп на участке оборудованы 4 групповые площадки, 8 теневых навесов; расстановка кроватей в спальных не обеспечивает свободный проход детей между кроватями и наружными стенами и отопительными приборами; музыкально-спортивный зал размешен в цокольном этаже.
03 ноября 2016 г. в 16 час. 00 мин. по адресу: *** при проведении плановой выездной проверки установлено, что меню не согласовано с органами Роспотребнадзора; медицинское обеспечение- медицинский кабинет отсутствует.
Факт совершения административного правонарушения АНО СОШ "Академическая гимназия" подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых не вызывает сомнений, а именно: распоряжением от 09.09.2016 г. N ***; распоряжение о продлении срока проведения плановой выездной проверки от 18.10.2016 г. N ***, экспертным заключением по результатам лабораторных исследований N *** от 10.11.2016 года, актом проверки N *** от 24.11.2016 года с приложениями, предписанием N *** от 24.11.2016 года, протоколом об административном правонарушении от 16.12.2016 года, другими материалами дела.
Действия АНО СОШ "Академическая гимназия" квалифицированы по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Производство было возбуждено с соблюдением положений ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к тому явилось непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Действия АНО СОШ "Академическая гимназия" описаны в постановлении об административном правонарушении с учетом диспозиции ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела, что позволяет установить событие правонарушения и дать действиям АНО СОШ "Академическая гимназия" юридическую оценку, а их совокупность находит достаточной для вывода о виновности юридического лица в совершении вышеуказанного административного правонарушения в части выводов о том, что расстановка кроватей в спальных не обеспечивает свободный проход детей между кроватями и наружными стенами и отопительными приборами, меню должным образом не согласовывалось.
При таких обстоятельствах действия АНО СОШ "Академическая гимназия" правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом. Постановление об административном правонарушении соответствует требованиям КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Суд первой инстанции исключил из объема нарушений ссылку на совершение правонарушения в части отсутствия индивидуальных групповых площадок для групп детей дошкольного возраста для 10- ти дошкольных групп на участке оборудовано 4 групповые площадки, 8 теневых навесов; размещение музыкально - спортивного зала в цокольном этаже; отсутствие медицинского обеспечения - медкабинета, поскольку данные нарушения не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.
Другие выявленные нарушения доказаны должным образом.
Оснований для несогласия с данным выводом по делу не имеется.
Доводы жалобы о том, что судом не учтены требования закона и обстоятельства дела, сами по себе, с учетом норм действующего законодательства, приведенных выше, не являются основанием для иного вывода по делу.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия АНО СОШ "Академическая гимназия" по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Ссылка на то, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемого судебного постановления не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения АНО СОШ "Академическая гимназия" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве А*** Е.Е. от 24 января 2017 г. N ***, измененное решением судьи Преображенского районного суда от 13 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ в отношении АНО СОШ "Академическая гимназия" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.