Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01 августа 2018 г. по делу N 33а-890/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Лейко И.И. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 17 мая 2018 г, которым удовлетворены заявленные требования старшего лейтенанта Гурова Александра Анатольевича об оспаривании действий начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с отказом в выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения представителя административного ответчика - Лейко И.И. в обоснование поданной жалобы, административного ответчика, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
начальником управления финансового обеспечения отказано в выплате Гурову А.А. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 31 января по 15 ноября 2017 г. на том основании, что он не зарегистрирован по месту жительства в населенном пункте по месту прохождения службы.
27 апреля 2018 г. Гуров А.А. обратился в суд, оспорив данный отказ, при этом он просил обязать начальника управления финансового обеспечения произвести ему указанную выплату.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - Лейко И.И. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы считает нарушенным право управления финансового обеспечения на участие в судебном разбирательстве, поскольку оно к участию в деле привлечено не было. Она утверждает, что положения п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предполагают возможность выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения лишь при условии регистрации его по месту жительства в том населенном пункте, в котором он проходит службу. В связи с этим она указывает на ошибочное применение судом названного положения Закона в данном деле. В подтверждение своей позиции представитель административного ответчика ссылается на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.
Кроме того, Лейко И.И. полагает, что Гуровым А.А. пропущен процессуальный срок обращения с административным иском в суд. В связи с этим она ставит под сомнение достоверность справки командования о нахождении истца в командировке в период с 13 декабря 2017 г. по 29 января 2018 г. притом, что данная командировка в Плане командировок воинской части не предусмотрена, документы на оплату командировочных расходов в управление финансового обеспечения Гуров А.А. не представлял. Представитель административного ответчика указывает на то, что Гуров А.А. участвовал в судебном разбирательстве дела в мае 2018 года, хотя, исходя из данных расчетного листка, в тот же период он участвовал в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Вопреки доводам жалобы, право управления финансового обеспечения на участие в судебном разбирательстве нарушено не было, поскольку Лейко И.И, принимавшая в нем участие, исходя из доверенности, представляла интересы не только руководителя, но и самого управления финансового обеспечения, в целом (л.д. 60).
Согласно чч. 1 и 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По делу установлено, что в период с 13 декабря 2017 г. по 29 января 2018 г. Гуров А.А. вне пункта постоянной дислокации войсковой части N выполнял служебные задачи, исключающие возможность обращения его в гарнизонный военный суд.
Оснований не доверять этим сведениям, представленным начальником штаба воинской части в суд первой инстанции и подтвержденным в ходе апелляционного производства по делу, не имеется. Отсутствие в управлении финансового обеспечения сведений о привлечении Гурова А.А. к участию в указанных мероприятиях, равно как и получение истцом дополнительной выплаты за участие в мероприятиях в иной период (в мае 2018 года), в течение которого он принимал участие в судебном разбирательстве, на достоверность представленных командованием сведений не влияет.
Из материалов дела также следует, что до получения в апреле 2018 года из управления финансового обеспечения ответа на обращение сведениями об отказе и причинах отказа в выплате оспариваемой компенсации Гуров А.А. не обладал и при наличии согласованного сотрудниками управления финансового обеспечения приказа о выплате рассчитывал на ее получение.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения в деле процессуальных последствий, предусмотренных ст. 219 КАС РФ, является верным.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Аналогичные требования содержатся в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909.
Следовательно, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.
Согласно пп. 2 и 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. N 303, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется военнослужащим ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копии договора найма; справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
То есть, право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения в список на предоставление служебного жилья. Однако с учетом того, что это право носит заявительный характер, реализовать его военнослужащий может с даты обращения с соответствующим рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
Требование Инструкции о необходимости предоставления копии паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с обеспеченностью военнослужащего по месту службы жильем для постоянного проживания.
Причем, по смыслу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", институт регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, а поэтому факт наличия либо отсутствия регистрации у военнослужащего по месту прохождения военной службы сам по себе не свидетельствует о наличии либо отсутствии у него права на компенсацию на наем (поднаем) жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что Гуров А.А. проходит военную службу в войсковой части N в должности командира отделения и с 31 января 2017 г. включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту службы в г. Новочеркасске Ростовской области, там же проживает на условиях найма. При этом Гуров А.А. зарегистрирован по месту жительства в "данные изъяты", а по месту пребывания - в г. Новочеркасске. На основании приказа командира войсковой части N от 17 января 2017 г. N 239 Гурову А.А. на период с 31 января по 15 ноября 2017 г. установлена к выплате денежная компенсация за наем жилого помещения.
Учитывая, что проживание Гурова А.А. в г. Новочеркасске подтверждается самим фактом принятия им дел и должности, прохождением службы в указанном населенном пункте, а также регистрацией по месту пребывания в нем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у управления финансового обеспечения правовых оснований для отказа в производстве истцу оспариваемой выплаты.
Предусмотренная п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возможность регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, направлена на реализацию ими прав и свобод, в том числе права на обеспечение жильем, и на решение вопроса о выплате компенсации на наем (поднаем) жилого помещения не влияет.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 17 мая 2018 г. по административному исковому заявлению Гурова Александра Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.