судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А,
судей Волковой И.А, Жабиной Н.А,
при секретаре Кучеренко Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Петросян О. Г. к администрации Волгограда о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Петросян О. Г.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 апреля 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований Петросян О. Г. к администрации Волгограда о признании права собственности на земельный участок, отказано.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Петросян О.Г. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований истец указала, что 07 декабря 1997 году её супруг Петросян С.П. на основании договора купли-продажи приобрёл жилой дом по адресу: "адрес".
В 2015 году право собственности на указанный жилой дом было зарегистрировано на истца. Таким образом, истец полагает, что на протяжении двадцати лет открыто, добросовестно и непрерывно владеет земельным участком. На момент приобретения жилого дома площадь земельного участка составляла 302 кв.м. Однако в целях уточнения местоположения границ земельного участка, были проведены кадастровые работы, в результате которых границы земельного участка были смещены,в результате чего площадь участка уменьшилась и составила 273 кв.м, а после проведения межевых работ площадь участка уточнена и определена 269 кв.м.
После обеспечения проведения кадастровых работ и кадастрового учёта по уточнению местоположения границы и площади участка, рассмотрев заявление Петросян О.Г, Департаментом земельных ресурсов администрации было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату в связи с расположением на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимого имущества, параметры которого отличаются от параметров жилого дома, принадлежащего заявителю на праве собственности.
На испрашиваемом земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером N "... ", площадью 164,5 кв.м, право собственности на данный объект не зарегистрировано, однако в кадастровом паспорте на данное сооружение в качестве правообладателя указана Петросян О.Г.
В своём обращении о предоставлении земельного участка в собственность она не скрывала наличие указанного объекта недвижимости. Ссылаясь на архивные сведения и на давность владения Петросян О.Г. повторно обратилась в ДМИ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность,однако в конце декабря 2017года вновь вынесено распоряжение об отказе в передаче земельного участка в собственность. Вместе с тем, истец полагает, что за ней может быть признано право собственности на испрашиваемый земельный участок на основании статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
На основании изложенного, просила признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером N "... ", площадью 269 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Петросян О.Г. оспаривает законность и обоснованность судебного решения, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость), являющимся объектам гражданских правоотношений, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) определён принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Реализуя данный правовой принцип, законодатель предусмотрел в статьях 39, 3, 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках без проведения торгов.
В пункте 2 статьи 15 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Исходя из приведённых выше законоположений право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" (далее по тексту - Закон Волгоградской области о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность граждан бесплатно предоставляются в следующих случаях: гражданам, фактически владеющим жилыми домами, созданными до вступления в силу Земельного кодекса РСФСР (30 мая 1991 года), в том числе параметры которых были изменены, право собственности на которые не было оформлено в установленном законодательством порядке, - земельные участки, на которых такие жилые дома расположены, при одновременном наличии следующих условий (пункт 5 части 1 статьи 1): а) сохранение жилого дома не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан; б) гражданин (граждане) фактически владеет (владеют) жилым домом не менее 15 лет, либо является (являются) наследником (наследниками) гражданина, фактически владевшего жилым домом не менее 15 лет, либо является (являются) наследником (наследниками) гражданина, фактически владевшего жилым домом, и совокупный срок владения жилым домом наследника и наследодателя составляет не менее 15 лет, при этом в целях Закона Волгоградской области о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно документами, подтверждающими фактическое владение жилым домом, являются документы, свидетельствующие об уплате земельного налога или налога на имущество физических лиц, решение суда об установлении факта владения жилым домом, выписка из похозяйственной книги о фактически проживающих в жилом доме гражданах (членах хозяйства), копия домовой книги (выписка из домовой книги), документ
(информация) о регистрации гражданина по месту жительства в жилом доме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества, а именно на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 05 апреля 2018 года.
На основании договора дарения от 21 октября 2015 года и соглашения об установлении долей собственности от 21 октября 2015 года Петросян О.Г. является собственником жилого дома, общей площадью 21,8 кв.м, с кадастровым номером N "... ", расположенного на земельном участке по адресу "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N 3843 от 29 декабря 2017 года Петросян О.Г. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в связи с расположением на испрашиваемом земельном участке жилого здания объекта недвижимости, площадью 164,5 кв.м, параметры которого отличаются от параметров жилого дома, площадью 21,8 кв.м, принадлежащего заявителю на праве собственности, а также с расположением на испрашиваемом земельном участке жилого здания с кадастровым номером N "... ", право на которое не подтверждено и которое не указано в обращении заявителя.
В суде первой инстанции, сторонами не оспаривалось то, что право собственности на объект недвижимости с кадастровым N "... ", площадью 164,5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", за Петросян О.Г. не зарегистрировано, а жилого дома, площадью 21,8 кв.м. в настоящее время не существует.
Вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 01 ноября 2017 года на Петросян О.Г. возложена обязанность снести самовольно возведённую постройку - двухэтажное капитальное строение жилого назначения по адресу: "адрес".
Разрешая требования Петросян О.Г, суд первой инстанции указал, что то обстоятельство, что объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности Петросян О.Г. на испрашиваемом земельном участке в настоящее время отсутствуют, положения пункта 5 части 1 статьи 1 Закона Волгоградской области о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно в данном случае не применимы, при этом в соответствии со статьёй 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения всё время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
В силу вышеуказанной нормы закона, с учётом положений статьи 225 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Однако в этом случае может быть признано добросовестным владение имуществом, имеющим собственника, когда лицо, владеющее таким имуществом, не знает и не должно знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности и соответственно о незаконности своего владения, поскольку предполагает, что собственник от данного имущества отказался.
Указанное исходит и из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее по тексту - Постановление Пленума ВС РФ о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав), согласно которого, в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 вышеуказанного Постановления, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 214 ГК РФ и пункта 1 статьи 16 ЗК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
В пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав указано, что владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
При наличии государственной собственности на землю невозможно владение земельным участком "как своим собственным", в связи с чем, пользование земельным участком нельзя признать добросовестным, в то время, как признак добросовестности является обязательным условием применения приобретательной давности.
Таким образом, согласно действующему законодательству переход права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки из государственной собственности в иную не предусмотрен.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции указал, что материалов дела не усматривается, что земельный участок передавался из государственной в иную собственность, равно как и не передавался ни на каком-либо ином праве истцу, либо возможному предыдущему владельцу, при этом представленная стороной истца в материалы дела архивная выписка о закреплении за жителями, в том числе по "адрес" фактически занимаемых ими земельных участков не свидетельствует о том, что спорный земельный участок был выделен Лешиной Л.Н, у которой на основании договора купли-продажи от 07 декабря 1997 года Петросяном С.П. был приобретён жилой дом. Сам по себе факт длительного пользования земельным участком не может повлечь за собой применение приобретательной давности в целях приобретения права собственности на земельный участок, равно как и длительность проживания в жилом доме, площадью 21,8 кв.м, а впоследствии в самовольной постройке на спорном земельном участке, и несение расходов по её содержанию, оплате коммунальных услуг, регистрация по данному адресу, уплата налогов и сборов не свидетельствуют о добросовестности владения и не являются основанием для предоставления судебной защиты в порядке статьи 234 ГК РФ, поскольку исключают совокупность обстоятельств, предусмотренных данной нормой для признания права и пришёл выводу об отказе Петросян О.Г. в удовлетворении иска о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером N "... ", площадью 269 кв.м, расположенный по адресу "адрес".
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для признания права собственности на спорный земельный участок аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка, выводов суда они не опровергают, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Нормы материального права применены судом верно при отсутствии нарушений норм процессуального права, в связи с чем решение суда признаётся судебной коллегией законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петросян О. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.