Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей Скипальской Л.И, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Ермаковой С.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Пресняковой Галины Николаевны, Просвириной Юлии Юрьевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления в части снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Кистенева Кирилла Ивановича на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 мая 2018 г.
Заслушав доклад судьи Смелковой Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Преснякова Г.Н. и Просвирина Ю.Ю. обратились в суд с указанным иском к Администрации городского округа Саранск.
В обоснование требований указано, что с 15 августа 2006 г. семья истиц из двух человек состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки. Из сообщения ответчика от 25 октября 2017 г. им стало известно, что постановлением от 27 мая 2015 г. N1580 они сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с непрохождением в течение пяти лет подряд перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании подпункта "е" пункта 20 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N335. Считали данное постановление незаконным, поскольку с момента постановки на учет их жилищные условия и состав семьи не изменялись, с заявлением о снятии с учета они не обращались, место жительства не меняли, какая-либо недвижимость в собственность государственными органами им не предоставлялась и ими не приобреталась, субсидии они не получали, недостоверных сведений об их социальном и имущественном положении они не подавали, место работы не меняли. Кроме того письменных уведомлений о сроках прохождения перерегистрации в период с 2009 года по 2015 год они не получали. О снятии с учета не были уведомлены. Оснований для снятия их с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), нет.
По данным основаниям истицы просили суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 27 мая 2015 г. N1580 о снятии Пресняковой Г.Н. и Просвириной Ю.Ю. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность восстановить в очереди учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в составе семьи из двух человек с 15 августа 2006 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 мая 2018 г. исковые требования Пресняковой Г.Н. и
Просвириной Ю.Ю. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается, что истицы в период с 2009 года по 2015 год не проходили перерегистрацию, не сообщали об изменениях в ранее представленных документах, а именно о вступлении в брак Пресняковой (Просвириной) Ю.Ю. и о рождении у нее двоих детей, о ее проживании с детьми и мужем в ином жилом помещении. Между тем, данные изменения имеют существенное значение для решения вопроса об обоснованности отнесения истиц к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий и влияющие на размер субсидии. Отмечает, что именно на заявителе лежит обязанность предоставления сведений, подтверждающих его статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. Указывает, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья, утверждены компетентным органом и в рамках соответствующих полномочий. Ссылается, что данные Правила не признаны не действующими и противоречащими нормам ЖК РФ (л.д. 119-122).
В судебное заседание Просвирина Ю.Ю. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом путём заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, в письменном заявлении от 13 июля 2018 г. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 3271 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Лисину К.С, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, и истицу Преснякову Г.Н, полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Преснякова Г.Н. приходится матерью Пресняковой Ю.Ю. (л.д. 16).
"дата" в связи со вступлением Пресняковой Ю.Ю. в брак с П.М.А, ей присвоена фамилия Просвирина (л.д. 17).
Преснякова Г.Н. с 18 мая 1994 г, а Просвирина Ю.Ю. с 8 августа 2002 г. зарегистрированы в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес" (л.д. 18), предоставленном Пресняковой Г.Н. на основании ордера от 10 января 1994 г, выданного МГУ им Н.П. Огарева (л.д. 50).
15 августа 2006 г. постановлением Администрации городского округа Саранск N2397 Пресянкова Г.Н. с составом семьи из двух человек (она и Преснякова Ю.Ю.) поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий.
27 мая 2015 г. постановлением Администрации городского округа Саранск N1580 семья истцов снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непрохождением в течение пяти лет подряд перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании подпункт "е" пункта 20 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N335 (л.д. 84-84).
25 октября 2017 г. Администрацией городского округа Саранск по заявлению Пресняковой Г.Н. сообщено, что она и ее дочь указанным постановлением от 27 мая 2015 г. N1580 сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 4-6).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 09 апреля 2018 г. Преснякова Г.Н. и Просвирина Ю.Ю. каких-либо зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества не имеют (л.д. 93, 94).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнений в достоверности не вызывают.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности снятия Пресняковой Г.Н. с составом семьи из двух человек (Просвириной Ю.Ю.) с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом суд исходил из того, что нормативный акт, на который сослался ответчик при принятии постановления от 27 мая 2015 г. N1580 в части снятия семьи истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, федеральным законом не является, а действовавшая на момент принятия оспариваемого решения редакция Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не предусматривала такого основания для снятия с учета, как непрохождение в течение пяти лет подряд перерегистрации граждан.
Иные основания для снятия истцов с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях судом первой инстанции не усмотрены.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно пункту 7 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. N57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" снятие с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьёй 56 ЖК РФ.
Перечень оснований, согласно которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приведенный в части 1 статьи 56 ЖК РФ является исчерпывающим и не предусматривает такого основания для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как непрохождение в течение пяти лет подряд перерегистрации.
Статьей 9 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. N57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" установлен порядок перерегистрации граждан, состоящих на учете, согласно которому ежегодно в период с 1 января по 1 апреля уполномоченный орган местного самоуправления проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, уполномоченный орган местного самоуправления оформляет это соответствующей распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.
В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учётом новых представленных документов (пункт 4).
В случае изменения каких-либо сведений и обстоятельств, имеющих значение для учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (место жительства гражданина, состав семьи и т.п.), гражданин обращается с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления по месту нахождения на таком учете. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные сведения (пункт 5).
Из смысла приведенной нормы следует, что представлять новые документы, подтверждающие основания состоять на учете, граждане обязаны лишь в случае, если в их сведениях произошли какие-либо изменения.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что само по себе не представление лицом, состоящим на учете, в установленный срок необходимых документов, не является основанием для снятия его с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ таким основанием является утрата им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии решения суд должен был руководствоваться Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденными Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N335, основаны на неверном толковании норм материального права.
Из обстоятельств дела следует, что в сведениях о Пресняковой Г.Н. каких-либо изменений, которые могли бы повлиять на вопрос отнесения ее к гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, ни на дату принятия оспариваемого постановления от 27 мая 2015 г, ни на день вынесения решения суда не имелось.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается и истицами не оспаривается, что "дата" Преснякова (Просвирина) Ю.Ю. вступила в брак, от которого у нее родилось 2 двое детей. Тем самым Просвирина Ю.Ю. создала собственную семью. После вступления в брак она с супругом и детьми стала постоянно проживать в квартире площадью общей 48,7 кв.м, находящейся по адресу: "адрес", в которой также зарегистрирована ее свекровь П.Т.А. (л.д. 96, 103). При том П.Т.А. проживает в квартире общей площадью 64,1 кв.м, находящейся по адресу: "адрес", принадлежащей на праве общей совместной собственности также супругу истицы Просвириной Ю.Ю. (л.д. 96 обор, 116).
Более того, в период с 24 сентября 2001 г. по 10 июня 2008 г. супругу истицы Просвириной Ю.Ю. также принадлежал жилой дом площадью 51,3 кв.м, находящийся по адресу: "адрес".
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что Просвирина Ю.Ю. не сообщала об изменениях в ранее представленных документах, которые имеют существенное значение для решения вопроса об обоснованности отнесения ее к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий и влияющие на размер субсидии, заслуживают внимание.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Между тем, с 2008 года Просвирина Ю.Ю. не сообщала об изменениях в документах, представленных для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Документы, подтверждающие сохранение у Просвириной Ю.Ю. оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, в компетентный орган она не представила.
При рассмотрении дела Просвирина Ю.Ю. также сведения о наличии у членов ее семьи прав пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями не сообщила; доказательства наличия у нее права на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий не представила.
Соответственно, ответчиком принято обоснованное решение о снятии Просвириной Ю.Ю. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В этой связи, решение суда подлежит изменению с указанием на признание незаконным и подлежащим отмене Постановления Администрации городского округа Саранск N1580 от 27 мая 2015 г. в части снятия Пресняковой Г.Н. с составом семьи один человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложением на ответчика обязанности восстановить Преснякову Г.Н. в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента постановки на учет с 15 августа 2006 г. с составом семьи один человек.
Других доводов апелляционная жалоба по существу не содержит.
Нарушений судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 ГРКРФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 мая 2018 г. изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:
"исковые требования Пресняковой Галины Николаевны, Просвириной Юлии Юрьевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления в части снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации городского округа Саранск N1580 от 27 мая 2015 г. в части снятия Пресняковой Галины Николаевны с составом семьи один человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность восстановить Преснякову Галину Николаевну с составом семьи один человек в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента постановки на учет с 15 августа 2006 г.".
В остальной части апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Козлов
Судьи Л.И. Скипальская
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.