Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Козлова А.М, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 августа 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску А.Т.А. к администрации городского округа Саранск о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2018 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
А.Т.А. обратилась в суд с указанным иском к администрации городского округа Саранск, мотивировав его тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Просила суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м, в границах городского округа Саранска по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2018 г. исковые требования А.Т.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных А.Т.А. требований, ссылаясь на недостаточность денежных средств, выделенных администрации городского округа Саранск для приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, указывает, что к участию в деле должно быть привлечено Министерство финансов Республики Мордовия, поскольку финансовое обеспечение государственный полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета субъекта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание истец А.Т.А, её представитель Рогачева М.К, представитель ответчика администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились.
От представителя третьего лица Министерства образования Республики Мордовия Дугушкина И.К. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, судебная коллегия с учётом положений статьи 327.1 ГПК РФ оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, А.Т.А. "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать А.Н.В. - умерла "дата", отец не известен (л.д. 8-10).
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 декабря 2008 г. признана недействительной запись акта N 767 от 18 ноября 1998 г. Октябрьского районного отдела ЗАГС г. Саранска о рождении "дата" А.Т.К. в части указания А.К.И, отцом ребенка.
В связи с данным решением в запись акта о рождении внесены изменения, в графе отец внесен прочерк, отчество истца изменено с " К." на " А." (л.д. 7, 10).
Из договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от "дата" "N" (с учетом соглашения о внесении изменений от "дата") следует, что А.Т.А. передана в приемную семью Ш.А.Е. и Ш.И.Ю. (л.д. 11-14).
Согласно постановлению администрации городского округа Саранск от 20 ноября 2015 г. N 3364 А.Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 18-19, 42).
А.Т.А. зарегистрирована по месту пребывания на срок с 24 декабря 2016 г. по 24 декабря 2021 г. в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", собственником которого является её приёмная мать - Ш.И.Ю. (л.д.70).
Доказательств наличия у А.Т.А. другого жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам и тем самым обоснованно пришёл к выводу, что А.Т.А. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 5 указанного выше закона, предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 г. N 157, предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия в течение 15 дней со дня регистрации заявления.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Указанное полномочие включает в себя и предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З).
В данном случае установление законом Республики Мордовия порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает законодательное закрепление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с этим довод апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является несостоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Не привлечение к участию в деле представителя Министерства финансов Республики Мордовия, также как и иные доводы апелляционной жалобы не является основанием для отмены правильного по сути решения суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 мая2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И... - без удовлетворения.
Председательствующий
В.И. Литюшкин
Судьи
А.М. Козлов
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.