Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Адушкиной И.В, Елиной Т.А,
при секретаре Яшкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 августа 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Пуловой Л.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным решения, включении спорных периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Исайкиной У.Д. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 апреля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Пулова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным решения, включении спорных периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) "N" от 31 июля 2015 г. в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы. В специальный стаж работы истца не включены периоды работы (кроме тех, которые она не оспаривает): с 1 ноября 1999 г. по 30 июля 2000 г. в должности заведующей Челпановским ФАП Атяшевского района Республики Мордовия, с 18 декабря 2001 г. по 14 мая 2003 г. ввиду отсутствия записей в тарификационных списках, с 26 июня 2003 г. по 31 декабря 2004 г. ввиду отсутствия по Челпановскому ФАП должности "акушерки" или какой-либо другой должности среднего медицинского персонала. Полагала, что период работы с 25 июля 1997 г. по 11 декабря 1997 г. в должности акушерки Челпановского ФАП должен быть зачислен в специальный стаж из расчета один год три месяца за один год работы, поскольку в указанный период она находилась в отпуске по беременности и родам, за ней сохранялось постоянное место работы, сохранялась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный орган.
Просила суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 31 июля 2015 г. об отказе в досрочном назначении пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы: с 1 ноября 1999 г. по 30 июля 2000 г. (9 месяцев 1 день) в должности заведующей Челпановским ФАП Атяшевского района Республики Мордовия - акушерка; с 18 декабря 2001 г. по 14 мая 2003 г. (1 год 4 месяца 28 дней); с 26 июня 2003 г. по 31 декабря 2004 г. (1 год 6 месяцев 6 дней); обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия произвести исчисление специального стажа за период работы с 25 июля 1997 г. по 11 декабря 1997 г. в должности акушерки Челпановского ФАП - исходя из расчета один год три месяца за один год работы, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с момента возникновения права на нее с 3 апреля 2017 г, взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия в ее пользу судебные расходы.
Определением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 апреля 2018 г. производство по делу по иску Пуловой Л.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия "N" с 31 июля 2015 г. в части не включения периодов работы в специальный трудовой стаж и неправильного подсчета специального стажа незаконным; возложении обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья спорных периодов ее работы, а также обязанности назначить пенсию с момента возникновения права на получение пенсии с 3 апреля 2017 г, в части требований о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья периода работы с 5 июля 2003 г. по 7 января 2004 г. в качестве заведующей Челпановским ФАП, прекращено в связи с отказом от исковых требований.
Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 апреля 2018 г. исковые требования Пуловой Л.И. удовлетворены частично, постановлено:
Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 31 июля 2015 г. об отказе Пуловой Л.И. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья в части не включения периодов работы с 1 ноября 1999 г. по 30 июля 2000 г.; с 18 декабря 2001 г. по 14 мая 2003 г.; с 26 июня 2003 г. по 4 июля 2003 г.; с 8 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья, а также и подсчета специального стажа за период с 25 июля 1997 г. по 11 декабря 1997 г. в календарном исчислении, незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный страховой стаж Пуловой Л.И. периоды ее работы с 1 ноября 1999 г. по 30 июля 2000 г. (8 месяцев 29 дней); с 18 декабря 2001 г. по 14 мая 2003 г. (1 год 4 месяца 26 дней); с 26 июня 2003 г. по 4 июля 2003 г. (9 дней); с 8 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. ( 11 месяцев 24 дня) в должности акушерки Челпановского фельдшерско-акушерского пункта, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья; а также засчитать в стаж ее работы период с 25 июля 1997 г. по 11 декабря 1997 г. (нахождение в декретном отпуске), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы (разница 35 дней (175 дн. - 140 дн.).
Признать за Пуловой Л.И. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ей пенсию с 6 сентября 2017 г.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Пуловой Л.И. судебные расходы в виде расходов на оплату услуг адвоката в сумме 9000 рублей и возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В остальной части исковые требования Пуловой Л.И. оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Исайкина У.Д. с решением суда не согласилась ввиду нарушения норм материального права и неправильного вывода о праве истца на досрочное назначение пенсии. Необоснованно включены в специальный стаж периоды работы истца в должности акушерки с 1 ноября 1999 г. по 31 марта 2000г, с 18 декабря 2001 г. по 14 мая 2003 г, с 26 июня 2003 г. по 4 июля 2003 г, так как Пулова Л.И. в тарификационных списках не значится, а за период с 8 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в штатном расписании нет должности акушерки, период нахождения в отпуске по беременности и родам не подтвержден документально. Период отпуска по беременности и родам не может быть зачислен в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца), поскольку он не является периодом получения пособия по временной нетрудоспособности. У суда отсутствовали основания для удовлетворения требований в части назначения досрочной пенсии с 6 сентября 2017 г, поскольку пенсионные права истца пенсионным органом оценены лишь по 21 июля 2015 г. Указала, что размер судебных издержек по оплате услуг представителя является завышенным и чрезмерным, подлежит уменьшению. Просила решение суда отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Ивашкиной Е.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Пуловой Л.И, ее представителя адвоката Селяевой Е.Б. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 22 июля 2015 г. Пулова Л.И. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 31 июля 2015 г. Пуловой Л.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа, необходимо не менее 25 лет работы в сельской местности, на дату обращения имеется 19 лет 7 мес. 27 дней.
В специальный стаж Пуловой Л.И. не включены следующие периоды работы (кроме тех, которые истец не оспаривает):
- с 1 ноября 1999 г. по 17 декабря 2001 г. в должности заведующей Челпановским ФАП, так как согласно акта проверки по тарификационным спискам и по штатному расписанию Атяшевской ЦРБ за 1999 г. по 2001 г. значится заведующая ФАП, тогда как в соответствии со списком должностей и учреждений, работа которая засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 г, в наименовании должности "заведующая ФАП" должна указываться специальность - "акушерка", "фельдшер", "медицинская сестра";
- с 18 декабря 2001 г. по 14 мая 2003 г. - в тарификационных списках Пулова Л.И. не значится;
- с 26 июня 2003 г. по 31 декабря 2004 г. по тем основаниям, что по штатному расписанию Атяшевской ЦРБ должность "акушерка" или какая-либо другая должность среднего медицинского персонала по Челпановскому ФАП отсутствует.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон о страховых пенсиях).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), а также фельдшер больниц всех наименований.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Аналогичные положения содержал и действующий в спорный период Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, должности "фельдшер", "заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер" отнесены к среднему медицинскому персоналу.
Согласно трудовой книжке, 1 апреля 1986 г. Пулова Л.И. принята на работу в Атяшевскую районную больницу на должность заведующей Челпановским медицинским пунктом, 5 июня 1991 г. уволена по собственному желанию; 1 апреля 1995 г. принята в Атяшевскую районную больницу в порядке перевода акушеркой в Челпановский ФАП, 16 января 1996 г. переведена на должность заведующей Челпановским ФАП - фельдшером, 24 июля 1997 г. переведена на должность акушерки в Челпановский ФАП; 15 мая 2003 г. переведена временно на должность заведующей Челпановским ФАП - фельдшер; с 5 июля 2003 г. считать Пулову Л.И. временно акушеркой Челпановского ФАП - фельдшером на 0,5 ставки, с 8 января 2004 г. считать акушеркой Челпановского ФАП на 1 ставку; 28 декабря 2006 г. переведена на должность санитарки Челпановского ФАП.
Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими приказами по Атяшевской центральной районной больнице, актами проверок факта льготной работы, справкой администрации Киржеманского сельского поселения о размере заработной платы истца с декабря 2001 г. по декабрь 2003 г, расчетно-платежными ведомостями и табелями учета рабочего времени за 2003 год.
Из справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, усматривается, что Челпановский ФАП является структурным подразделением ГБУЗ РМ "Атяшевская ЦРБ", которая неоднократно переименовывалась, и расположен на территории сельской местности.
Проанализировав представленные истцом доказательства, не доверять которым оснований не имелось, в том числе, должностные инструкции по фельдшерско-акушерским пунктам, справки работодателя, суд пришел к выводу о том, что истец в рассматриваемые спорные периоды фактически работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушеркой, что предусмотрено Списком.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной paботой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по oxране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464.
Пунктом 2 Постановления N 464 установлено, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислена в указанном льготном порядке.
Учитывая, что Пулова Л.И. в период с 25 июля 1997 г. по 11 декабря 1997 г. (отпуск по беременности и родам), осуществляла свою деятельность в сельской местности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные периоды необходимо включить в специальный стажа истца в льготном исчислении, как один год за один год и три месяца.
По указанным основаниям подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж истца, как и то, что период нахождения Пуловой Л.И. в отпуске по беременности и родам не может быть включен в специальный стаж в льготном исчислении как один год за один год и 3 месяца.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части признания за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложения на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанности назначить Пуловой Л.И. пенсию с 6 сентября 2017 г.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Как следует из материалов дела, истец обратилась к ответчику за назначением трудовой пенсии 22 июля 2015 г, 31 июля 2015 г. пенсионный орган отказал в назначении пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа.
В рамках гражданского дела истец, оспаривая указанное решение, претендовала на назначение ей досрочной пенсии с момента возникновения права на нее - с 3 апреля 2017 г, с учетом включения в ее специальный стаж спорных периодов, которые были проверены ответчиком.
При этом, суд первой инстанции указывает в описательной части решения, что Пулова Л.И. с 22 июля 2015г. продолжает работать в должности заведующей Челпановским ФАП - фельдшером ГБУЗ РМ "Атяшевская РБ" по настоящее время и учитывая стаж работы после 22 июля 2015г. право Пуловой Л.И. на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья, с учетом периодов работы, которые, по мнению суда, подлежат включению в ее специальный стаж, возникает с 6 сентября 2017 г, именно с указанной даты ей следует назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья и возложить такую обязанность на ответчика. В резолютивной части решения периоды, которые по мнению суда должны быть включены в специальный стаж, не обозначены, что недопустимо.
Из вышеизложенного следует, что судом первой инстанции учтены при назначении досрочной страховой пенсии периоды работы истца после 22 июля 2015 г, которые пенсионным органом не рассматривались и не проверялись, решение по ним ответчиком не принималось.
На момент вынесения Пенсионным фондом решения с учетом включенных судом в стаж спорных периодов, проверенных ответчиком, специальный стаж Пуловой Л.И. составил 22 года 9 месяцев 29 дней, что менее необходимых 25 лет стажа работы в сельской местности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку, исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежит только нарушенное право.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с частью статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судебная коллегия, исходя из вышеизложенного, приходит к выводу о том, что решение в части распределения судебных расходов подлежит изменению и считает необходимым взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Пуловой Л.И. судебные расходы состоящие из расходов на оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей и возврат государственной пошлины в сумме 150 рублей, всего 3150 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 апреля 2018 г. отменить в части признания за Пуловой Л.И. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанности назначить ей пенсию с 6 сентября 2017 г, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 апреля 2018 г. изменить в части распределения судебных расходов, взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия(межрайонное) в пользу Пуловой Л.И. судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей и возврат государственной пошлины в сумме 150 рублей, всего 3150 (три тысячи сто пятьдесят) рублей
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Исайкиной У.Д. удовлетворить частично.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.