Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адушкиной И.В,
судей Козлова А.М, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 августа 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по иску Сявкаевой Х.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об установлении факта проживания, о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июня 2018 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Сявкаева Х.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 6 апреля 2018 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, проживающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с отсутствием документов, подтверждающих ее регистрацию в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 г. в с. Кривозерье Лямбирского района Республики Мордовия. Считала решение незаконным, противоречащим пенсионному законодательству Российской Федерации.
С учетом уточнения исковых требований, просила суд установить факт ее постоянного проживания без регистрации в период с 26 апреля 1986 г. по 4 августа 1989 г. по адресу: "адрес", то есть в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 6 апреля 2018 г. незаконным и отменить; обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости по нормам статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом норм статьи 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 марта 2018 г.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 1 июня 2018 г. исковые требования Сявкаевой Х.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. считал решение суда незаконным, просил его отменить, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указал, что факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтвержден соответствующими документами, ссылку на похозяйственную книгу N1 Кривозерьевского сельского Совета за 1986-1990 годы нельзя признать надлежащим доказательством, поскольку в ней значится Севкаева Х.Н, а не Сявкаева Х.Н. Не может быть принята в качестве надлежащего доказательства и справка администрации Кривозерьевского сельского поселения о проживании истца, поскольку она выдана на основании домовой книги N7 за 1983-1985 годы, то есть в периоды, которые не относятся к оспариваемым. Все документальные доказательства носят косвенный характер.
В судебное заседание представитель истца Сявкаевой Х.Н. адвокат Бажанов С.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Святкиной М.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Сявкаевой Х.Н. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации предусматривают, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2018 г. Сявкаева Х.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 6 апреля 2018 г. в назначении пенсии по старости истцу отказано в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом норм статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год проживания не территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на момент аварии 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. отсутствует. По имеющимся документам не представляется возможным определить период проживания Сявкаевой Х.Н. в зоне с льготным социально - экономическим статусом.
Суд первой инстанции признал решение пенсионного органа незаконным и отменил его, удовлетворив исковые требования Сявкаевой Х.Н.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, соответствующим нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2015 г.).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 г.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г..N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г..N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 3137 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г..N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
Согласно распоряжению Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 557-р, распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р, действовавших на период проживания Сявкаевой Х.Н, село Кривозерье включено в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом доказан факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 4 августа 1989 г. в с. Кривозерье Лямбирского района Республики Мордовия.
Данный вывод судом сделан на основании похозяйственной книги Кривозерьевского сельского Совета за 1986 - 1990 годы, где указано, что "Севкаева Х.Н." "дата" года рождения, проживала по адресу: "адрес", в доме своего свекра, о чем имеется запись, выбыла с вышеуказанного адреса 4 августа 1989 г.
Суд пришел к выводу о том, что в похозяйственной книге в фамилии истца допущена описка "Севкаева" вместо "Сявкаева" и речь идет именно об истце "Сявкаевой Х.Н.", поскольку звучание фамилии, а также имя отчество и дата рождения, совпадают с паспортными данными истца.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Согласно Архивным справкам "N" от 28 марта 2018 г. и "N" от 12 марта 2018 г. Отдела муниципального архива Администрации Лямбирского муниципального района Сявкаева Х.Н. в соответствии с похозяйственными книгами Кривозерьевского сельского Совета за 1986-1990 годы Сявкаева Х.Н. была зарегистрирована и проживала по адресу: "адрес".
Факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в с. Кривозерье Лямбирского района подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей И.Р.А, К.И.И, С.А.Р.
У судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, в материалы дела представлено ряд косвенных доказательств, по которым можно установить, что в спорный период истец фактически проживала по адресу, относящемуся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Таковыми являются справка Администрации Кривозерьевского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия "N" от 16 апреля 2018 г, личная карточка "N" формы Т-2 на имя Сявкаевой ( Б.) Х.Н, справка о заключении брака Б.Х.Н. с С.Р.А, согласно которой брак истца был зарегистрирован Кривозерьевским сельским Советом депутатов трудящихся Лямбирского района Мордовской АССР "дата", свидетельство о рождении у истца "дата" дочери С.А.Р. в с. Кривозерье Лямбирского района Мордовской АССР.
В связи с чем, не может быть принят во внимание довод апеллятора о том, что факт проживания истца в спорные периоды в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден косвенными документами.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований истца, поскольку факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально, является несостоятельным.
Таким образом, установив перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что Сявкаева Х.Н. в период с 26 апреля 1986 г. по 4 августа 1989 г. проживала в с. Кривозерье Лямбирского района Республики Мордовия, находящемся в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении факта проживания истца на указанной территории в спорные периоды и понуждении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Сявкаевой Х.Н. пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 26 марта 2018 г.
Судебная коллегия отмечает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении истцу пенсии по старости в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 и статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, Пенсионный фонд не представил.
Правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным основаниям.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 1 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи А.М. Козлов
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.