Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адушкиной И.В,
судей Козлова А.М, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Исхаковой Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, о признании незаконным и подлежащим отмене решения в части не включения в страховой стаж периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июня 2018 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Исхакова Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее - ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия) об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, о признании незаконным и подлежащим отмене решения в части не включения в страховой стаж периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 15 января 2018 г. решением ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия N455889/17 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия возможности определить период ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене по тем основаниям, что период ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. подтвержден документально, в связи с чем, у нее возникло право на назначение пенсии по старости.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия N455889/17 от 15 января 2018 г. об отказе в назначении пенсии по старости по нормам статьи 34 Федерального закона N1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом статьи 8 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях"; установить факт ее постоянного проживания с 26 апреля 1986 г. по 8 января 1987 г. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в "адрес"; обязать ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить пенсию по старости по нормам статьи 34 Федерального закона N1244-1 от 15 мая 1991г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента возникновения права - с 19 января 2018 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июня 2018 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Распределяя судебные расходы, суд взыскал с ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Исхаковой Т.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе Исхаковой Т.А. в удовлетворении исковых требований указывая, что факт постоянного проживания истца в период с 26 апреля 1986 г. по 8 января 1987 г. в зоне с льготным социально-экономическим статусом истцом не подтвержден. Все документальные доказательства носят косвенный характер.
Представитель истца Исхаковой Т.А. адвокат Аймуранова Р.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила и отложить разбирательство дела суд не просила.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Святкиной М.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Исхаковой Т.А. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации предусматривают, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В соответствии с Законом Российской Федерации N5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27 декабря 2017 г. Исхакова Т.А. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
15 января 2018 г. решением ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N455889/17 Исхаковой Т.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по нормам статьи 34 Федерального закона N1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", по тем основаниям, что право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на момент аварии 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. отсутствует, поскольку по имеющимся документам не представляется возможным определить период проживания Исхаковой Т.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В решении указаны условия назначения пенсии: достижение возраста 54 года, наличие страхового стажа не менее 9 лет, наличие величины ИПК в размере 13,8, факт проживания на территории зоны с льготно-социально экономическим статусом на момент аварии с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г.
В решении указаны условия назначения пенсии имеющиеся у заявителя: достижение возраста 54 года, наличие страхового стажа не менее 9 лет, наличие величины ИПК в размере 13,8.
В решении также указано, что у заявителя отсутствует условие для назначения пенсии, а именно: факт проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на момент аварии с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. (л.д. 7).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Исхаковой Т.А. установилфакт ее постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( "адрес") в период с 26 апреля 1986 г. по 8 января 1987 г. и обязал ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей пенсию по старости по нормам статьи 34 Федерального закона N1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 января 2018 г.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2015 г.).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N33) пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения, до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу, что истцом доказан факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 8 января 1987 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом истца, где местом рождения Исхаковой Т.А. указано "адрес", дата рождения - "дата" (л.д. 6), свидетельством о заключении брака, согласно которому 25 января 1982 г. между Ю.Т.А. "дата" года рождения и Исхаковым Х.Р. заключен брак, после регистрации жене присвоена фамилия Исхакова, место регистрации "данные изъяты" (л.д.76); домовой книгой для прописки граждан, проживающих в "адрес" за период с 27 июля 1981 г. по 8 июля 1983 г, в которую внесена запись, что Исхакова Т. А. "дата" года рождения, прибыла из "адрес" и прописана в "адрес" 22 апреля 1983 г. (л.д. 88-90); архивной справкой N164 от 13 марта 2018 г, выданной Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, согласно которой из похозяйственных книг "данные изъяты" за 1983 - 1990 г. по адресу: "адрес", следует, что проживала и была зарегистрирована Исхакова Т.А. с 1 января 1983 г. по 8 января 1987 г, выбыла в г. Саранск; похозяйственной книгой N4, лицевой счет N233 "данные изъяты", начатой 1 января 1983 г. оконченной 31 декабря 1985 г, из которой следует, что в хозяйстве значатся: И.Р.Б. - глава семьи, И.С.А. - жена, И.Х.Р. - сын, Исхакова Т.А. - сноха. Сведений об убытии из хозяйства не имеется (л.д. 8-10); похозяйственной книгой N4, лицевой счет N164 "данные изъяты", на 1986-1990 года, из которой следует, что в хозяйстве значатся: И.Р.Б. - глава семьи, И.С.А. - жена, И.Х.Р. - сын, Исхакова Т.А. - сноха (выбыла в г. Саранск 8 января 1987 г.) (л.д. 11-13).
Судом первой инстанции дан подробный анализ указанным доказательствам, причины согласия либо не согласия с ними, в том числе записям в похозяйственных книгах N4 "данные изъяты", где ошибочно имя истца указано как "Тиянзиля" и "Тянзиля". Не согласиться с указанной оценкой судебная коллегия оснований не усматривает.
Истец в ходе рассмотрения дела пояснила, что после регистрации брака в 1982 году, она переехала в дом к мужу, по адресу: "адрес", и постоянно проживала там до 1990 года.
Факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом - в "адрес" подтвержден также показаниями свидетелей Х.Р.С, Б.Ш.Х. и сына истца И.И.Х.
Давая оценку показаниям свидетелей суд принял их в качестве средств обоснования своих выводов, поскольку оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности в соответствии со статьями 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имелось, показания получены в соответствии с требованиями закона, последовательны, конкретны, однозначны, не имеют существенных противоречий, согласуются между собой и с другими материалами дела (свидетельствами о рождении И.И.Х, И.Д.Х, архивной справкой от 31 мая 2018 г. паспортного стола ООО "Саранский информационный центр") (л.д. 105, 106, 97).
Выводы суда в достаточной степени полно мотивированы и аргументированы, доказательства оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку указанных доказательств.
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации.
По распоряжению Совета Министров Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N557-р, по распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N237-р, "адрес" входило в перечень населенных пунктов, относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Установив перечисленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что Исхакова Т.А. в период времени с 26 апреля 1986 г. по 8 января 1987г. проживала в "адрес", относящемуся к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении факта проживания истца на указанной территории в спорный период и признании за ней права на досрочное назначение пенсии, с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на один год.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил законодательство, регулирующее спорные отношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и надлежаще оценив доказательства. Нарушений норм процессуального законодательства при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В. Адушкина
Судьи
А.М. Козлов
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.