Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адушкиной И.В.
судей Козлова А.М, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по иску Федоровой Н.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, по апелляционной жалобе Федоровой Н.Н. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 24 мая 2018 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Федорова Н.Н. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное).
В обоснование требований указала, что решением ответчика "N" от 22 февраля 2018 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (требуется не менее 30 лет, имеется 28 лет 9 месяцев 7 дней). В специальный стаж включен период ее работы с 18 декабря 1995 г. по 27 мая 1996 г. в должности процедурной медицинской сестры акушерско-гинекологического отделения ГУЗ "Комсомольская центральная районная больница" в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, периоды ее работы с 28 мая 1996 г. по 5 марта 1997 г, в том числе отпуск по беременности и родам с 1 октября 1996 г. по 5 марта 1997 г, период ее работы с 4 июня 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры палаты новорожденных ГУЗ "Комсомольская центральная районная больница" в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 18 ноября 2002 г. по 17 декабря 2002 г, с 20 ноября 2007 г. по 28 ноября 2007 г, с 6 марта 2012 г. по 4 апреля 2012 г, с 1 ноября 2012 г. по 8 ноября 2012 г, с 10 февраля 2014 г. по 14 февраля 2014 г, с 20 апреля 2016 г. по 20 мая 2016 г, период стажировки с 18 марта 2004 г. по 31 марта 2004 г. в календарном исчислении.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 22 февраля 2018 г. в части включения в ее специальный стаж периодов работы с 18 декабря 1995 г. по 27 мая 1996 г. в должности процедурной медицинской сестры акушерско-гинекологического отделения ГУЗ "Комсомольская центральная районная больница" в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, периодов с 28 мая 1996 г. по 5 марта 1997 г, с 4 июня 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры палаты новорожденных ГУЗ "Комсомольская центральная районная больница" в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода стажировки в календарном исчислении, возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный стаж периоды с 18 декабря 1995 г. по 27 мая 1996 г. в должности процедурной медицинской сестры акушерско-гинекологического отделения ГУЗ "Комсомольская центральная районная больница", с 28 мая 1996 г. по 5 марта 1997 г, с 4 июня 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры палаты новорожденных ГУЗ "Комсомольская центральная районная больница" в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев и дополнительно 1 год работы за 1 год и 3 месяца (1 год и 9 месяцев), вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период стажировки в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 12 февраля 2018 г.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 24 мая 2018 г. исковые требования Федоровой Н.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия от 22 февраля 2018 г. "N" в части включения в специальный стаж работы Федоровой Н.Н. периодов работы с 28 мая 1996 г. по 5 марта 1997 г, с 4 июня 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры палаты новорожденных Комсомольской ЦРБ в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, включения в специальный стаж Федоровой Н.Н. в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18 ноября 2002 г. по 17 декабря 2002 г, с 20 ноября 2007 г. по 28 ноября 2007 г, с 6 марта 2012 г. по 4 апреля 2012 г, с 1 ноября 2012 г. по 8 ноября 2012 г, с 10 февраля 2014 г. по 14 февраля 2014 г, с 20 апреля 2016 г. по 20 мая 2016 г, периода стажировки с 18 марта 2004 г. по 31 марта 2004 г.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж работы Федоровой Н.Н. периоды работы с 28 мая 1996 г. по 5 марта 1997 г, с 4 июня 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры палаты новорожденных Комсомольской ЦРБ в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18 ноября 2002 г. по 17 декабря 2002 г, с 20 ноября 2007 г. по 28 ноября 2007 г, с 6 марта 2012 г. по 4 апреля 2012 г, с 1 ноября 2012 г. по 8 ноября 2012 г, с 10 февраля 2014 г. по 14 февраля 2014 г, с 20 апреля 2016 г. по 20 мая 2016 г, период стажировки с 18 марта 2004 г. по 31 марта 2004 г. в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца.
В остальной части исковые требования Федоровой Н.Н. оставлены без удовлетворения.
Взыскано с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Федоровой Н.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе истец Федорова Н.Н. считала решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований незаконным и необоснованным, указав на ошибочное мнение суда о том, что нормой прямо не предусмотрено одновременное применение льготного порядка исчисления к периодам работы, протекавшим как в сельской местности, так и в должностях, поименованных в пункте 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464. Просила решение в указанной части отменить, удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Павлова Л.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоровой Н.Н. без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения истца Федоровой Н.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Зайцевой Т.Г. об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из трудовой книжки, что Федорова Н.Н. осуществляет лечебную деятельность с 1 августа 1988 г, в период с 1 августа 1988 г. по 14 октября 1993 г. - в Саранской городской детской поликлинике N1, с 13 декабря 1994 г. по настоящее время - в ГБУЗ РМ "Комсомольская межрайонная больница".
12 февраля 2018 г. Федорова Н.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 22 февраля 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, требуется не менее 30 лет, имеется 28 лет 9 месяцев 7 дней.
В специальный стаж Федоровой Н.Н. включен в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев работы период ее работы с 18 декабря 1995 г. по 27 мая 1996 г. в должности процедурной медсестры акушерско-гинекологического отделения. Периоды ее работы с 28 мая 1996 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры палаты новорожденных, с 1 декабря 2001 г. по 11 февраля 2018 г. в должности медицинской сестры палатной (палаты для новорожденных) акушерского отделения включены в стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком с 6 марта 1997 г. по 3 июня 1998 г. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18 ноября 2002 г. по 17 декабря 2002 г, с 20 ноября 2007 г. по 28 ноября 2007 г, с 6 марта 2012 г. по 4 апреля 2012 г, с 1 ноября 2012 г. по 8 ноября 2012 г, с 10 февраля 2014 г. по 14 февраля 2014 г, с 20 апреля 2016 г. по 20 мая 2016 г, период стажировки с 18 марта 2004 г. по 31 марта 2004 г. включены в специальный стаж в календарном исчислении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о незаконности в части решения Пенсионного фонда и частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсия предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось и в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсия установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Cписок профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Таким образом, данное постановление закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 применяется, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 2 постановления от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в периоды с 18 декабря 1995 г. по 27 мая 1996 г, с 28 мая 1996 г по 5 марта 1997 г, с 4 июня 1998 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в спорные периоды работы Федоровой Н.Н.), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало.
Таким образом, нормативные правовые акты, действовавшие в периоды трудовой деятельности истца до 1 ноября 1999 г, не содержат норм, предусматривающих возможность одновременного применения для работников здравоохранения двух льгот в виде льготного исчисления периодов работы в сельской местности и в отделениях хирургического профиля стационаров в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Впервые суммирование льгот в части исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, стало возможным с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, которым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).
Как следует из материалов дела, периоды работы истца с 18 декабря 1995 г. по 27 мая 1996 г, с 28 мая 1996 г по 5 марта 1997 г, с 4 июня 1998 г. по 31 октября 1999 г. проходили в сельской местности, следовательно, смешанный стаж работы у нее отсутствует.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы истца о том, что суд необоснованно не засчитал в ее специальный стаж вышеуказанные спорные периоды с применением одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, подлежит отклонению, поскольку основан на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 24 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоровой Натальи Николаевны без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи А.М. Козлов
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.