Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов С.И., рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Автаевой С.А. на постановление Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО1 от 19 марта 2018 г. и решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июня 2018 г.,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО1 N 13/12-302-18-И/177/3 от 19 марта 2018 г. генеральный директор ООО МКК "Гражданское доверие" С.А. Автаева признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП Российской Федерации) и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей (л.д. 40-43).
С.А. Автаева обжаловала постановление должностного лица в Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июня 2018 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба С.А. Автаевой - без удовлетворения (л.д. 80-85).
С.А. Автаева подала жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просила отменить указанные постановление должностного лица и решение судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что в штате ООО МКК "Гражданское доверие" на момент осуществления ФИО2 трудовых обязанностей, не имелось рабочих мест, предусмотренных частью шестой статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", и поскольку законодательство не содержит сроков проведения специальной оценки условий труда, нарушения законодательства о проведении специальной оценки условий труда допущено не было; что вменяемое ей несообщение ФИО2 сведений об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья и предоставляемых ему гарантиях, не является составом административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации; что согласно трудовому договору, условия труда работника ФИО2 отвечают требованиям безопасности и гигиены, не являются тяжелыми, вредными и опасными (л.д. 89-91).
В судебное заседание С.А. Автаева, ее защитник - адвокат О.И. Шуваева, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО1, потерпевший ФИО2 не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Необходимости в допросе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, судья верховного суда республики не усматривает.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Согласно части второй статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть вторая статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть пятая статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.Из материалов дела следует, что при проведении проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия выявлено, что в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 4, статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в ООО МКК "Гражданское доверие" не проведена специальная оценка условий труда. Кроме того, в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 части второй статьи 4 вышеназванного Федерального закона, работник ФИО2 не проинформирован об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, предоставляемых ему гарантиях.
Данные нарушения трудового законодательства послужили основанием для привлечения генерального директора ООО МКК "Гражданское доверие" С.А. Автаевой к административной ответственности по части второй статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Оставляя указанное постановление без изменения, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины С.А. Автаевой в названном выше административном правонарушении, приняв в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N 13/12-302-18-И/177/1 от 16 марта 2018 г, составленный с участием директора ООО МКК "Гражданское доверие" С.А. Автаевой; акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права N 13/12-302-18-И от 16 марта 2018 г.
Судья верховного суда республики соглашается, что представленные материалы свидетельствуют о совершении С.А. Автаевой административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
В тоже время, должностное лицо, вынесшее постановление N 13/12-302-18-И/177/3 от 19 марта 2018 г. о назначении С.А. Автаевой административного наказания, необоснованно излишне вменило последней в вину совершение деяния в виде не проинформирования ФИО2 об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, предоставляемых ему гарантиях.
При проверке законности и обоснованности постановления должностного лица, судьей районного суда данный вывод оставлен без внимания.
В связи с изложенным, необходимо постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО1 N 13/12-302-18-И/177/3 от 19 марта 2018 г. изменить в части, исключив указание на совершение С.А. Автаевой административного правонарушения - не проинформирование ФИО2 об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, предоставляемых ему гарантиях.
С учетом изменения объема обвинения С.А. Автаевой, смягчить назначенное последней наказание, заменив назначенное С.А. Автаевой наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей на административное наказание в виде предупреждения.
В связи с тем, что судьей районного суда сделан вывод об оставлении постановления должностного лица без изменения, учитывая, что постановление N 13/12-302-18-И/177/3 от 19 марта 2018 г. подлежит изменению, обжалуемое решение судьи районного суда от 9 июня 2018 г. подлежит отмене.
Остальные доводы апелляционной жалобы, которые были предметом судебного разбирательства и получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном решении, отклоняются.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
решил:
отменить решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июня 2018 г.
Изменить постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО1 N 13/12-302-18-И/177/3 от 19 марта 2018 г. в части, исключив из объема обвинения указание на совершение С.А. Автаевой административного правонарушения - не проинформирование ФИО2 об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, предоставляемых ему гарантиях и заменив назначенное С.А. Автаевой административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей на административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление должностного лица N 13/12-302-18-И/177/3 от 19 марта 2018 г. оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.